Главное препятствие на пути построения вайшнавских взаимоотношений

И что же является главным препятствием для построения вайшнавских взаимо-отношений, которые проявляют Кришну, делают нас очень квалифицированными в сознании Кришны? По милости преданных это происходит. И каков же здесь механизм или подход?

Дело в том, что ум делает одну из двух вещей: либо он привлекает нас к Кришне, позволяет нам ощущать привлекательность Кришны и привлекательность преданных, устанавливать глубокие взаимоотношения, либо он делает нечто прямо противоположное. А именно: он судит о других.

Т.е. ум всегда неуемный, ему все время надо сделать какой-то вывод. Либо он делает вывод, что все прекрасно, все замечательно, либо он делает вывод, что все ужасно. Что за люди меня окружают? Какие они преданные, вообще? А этот, посмотрите на этого, он, вообще, что такое? И, вообще, что делает рядом со мной этот человек? И почему я попался именно в эту ловушку «нектарного» общения с этим человеком? Т.е. ум постоянно все оценивает, у него есть это свойство.

Есть два типа людей. Есть обусловленные люди, обусловленные души, а есть освобожденные. И в чем заключается разница между ними? Обусловленная душа — это та душа, которая за чистую монету принимает оценки своего ума. Т.е. она идет на поводу у своего ума.

Освобожденная душа — это человек, который просто смотрит на свой ум, вот сейчас у тебя такая проблема, понятно, вот тебе конфетка, вот тебе вот это, вот давай займемся рисованием, например, чем — нибудь займёмся полезным, и тогда ум как бы сразу соединяется, т. е. у него появляется интересное занятие, он перестает находиться в этом состоянии неустроенности, какого-то дефицита.

Но если мы идем на поводу у своего ума, тогда мы не можем жить в вайшнавской общине полноценно. Почему? Потому что совместная жизнь это всегда проверка, как говорят, «на вшивость», проверка на то, на сколько мы, действительно, честны, насколько мы, действительно, намерены искренне управлять своим умом.

Когда люди живут вместе какое-то время проявляются недостатки. Почему? Потому что совместная жизнь — это анартха ниврити, процесс очищения от анартх . Т.е. как только мы начинаем вместе… Как только мы познакомились, у нас полный нектар, все святые, все замечательно, все очень хорошо, мы вместе служим Кришне, преданные прекрасные, они столько всего знают, мы в полном блаженстве. Какое-то время проходит, и вдруг мы открываем, что эти преданные, оказывается, не свободны от недостатков, есть разные недостатки.

И тут возникает очень неприятная вещь. Дело в том, что религиозный человек, у него есть одна такая серьезная анартха, просто потому что он религиозный. Знаете какая? Религиозный человек очень идеалистичен, т.е. он склонен идеализировать все, что связанно с его верой. Например, преданные все хорошие потому, что они преданные.

А если этот преданный не очень хороший? Значит он кто? Значит он — гад последний! Потому что он должен быть святой, он же преданный, а у него там пятнышко какое-то. Вот этому материалисту я бы это пятнышко простил, даже бы не заметил вообще, а преданному не-е-ет. Я преданному никогда не прощу его недостаток. Почему? Потому что он преданный. Он должен быть чистым.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами