Фамильярность или слишком близкое соприкосновение

Фамильярность или слишком близкое соприкосновение с чем-то приводит к пренебрежению и презрению. К сожалению, в нашей материальной природе есть это качество, когда мы слишком близко с чем-то или кем-то общаемся, мы начинаем забывать, что это такое. Иногда мы именно таким образом обращаемся с этими книгами.

Но это — Сам Кришна, и не только Кришна, но и способ избавиться от гун материальной природы. Единственный способ. Все пронизано этими гунами – тело пронизано, ум пронизан. Как мы можем вырвать гуны из ума, если ум сделан из гун? Как мы можем избавить тело от гун? Единственный путь в духовную реальность – это слушание и чтение ШБ. И первый результат нитья-бхагавата севая – по его наличию мы сможем судить, что процесс очищения сердца идет. ШБ обладает этой способностью. Если мы служим ШБ каждый день, читая и слушая лекции, размышляя над стихами и заучивая стихи наизусть, то постепенно будет происходить процесс очищения сердца.

В «Мадхурья-кадамбини» Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, по каким внешним признакам можно понять, что происходит очищение сердца. Чтобы знать насколько удачно протекает процесс, мы должны видеть результат. Сердце или сознание человека – очень мистическая вещь, и нам очень трудно понять очищается оно или нет, потому что это та призма, через которую мы смотрим на окружающий мир. Мы никогда не сможем увидеть грязь на своих очках, потому что мы смотрим через очки, через грязь на этих очках, поэтому грязь в своем сознании очень трудно увидеть, поэтому очень трудно увидеть и контролировать процесс очищения своего сознания от грязи. И Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет, по какому признаку мы можем судить, что сознание наше очищается. И в сущности, признак один. Он заключается в том, что главным проявлением болезни нашего сознания является равнодушие к Богу. Мы можем даже не отрицать Его существования, но мы равнодушны к Нему, потому что Он далеко от нас. В это наша болезнь – болезнь отсутствия вкуса.

Мы знаем, как эта болезнь проявляется во время повторения святого Имени.Анурага – нет никакой привязанности ни к Богу, ни к Его святому Имени, ни к рассказам о Нем. К рассказам о Шерлоке Холмсе привязанность есть, а к ШБ – нет. Почему? Потому что мы не чувствуем Бога, не понимаем Его, не понимаем, что Он – самый близкий для нас. Поэтому у нас остается вкус к разным отбросам и нам хочется испытывать этот вкус снова и снова, хотя на самом деле, когда читаешь такие книги, то потом становится противно. Такое ощущение после прочтения, что объелся лягушек. Вначале все интересно, а потом становится противно. И процесс очищения сердца или нашего сознания по мере чтения ШБ заключается в том, что привязанность или вкус начинает проявляться.

Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами