Этот материальный мир подобен тюремному дому

Этот материальный мир подобен тюремному дому. Мы страдаем, мы наказаны в этом мире. Коренная причина наших страданий или заключения нас в тюрьму — это то, что мы не любим Кришну и не хотим любить Его. Добропорядочные граждане не обязаны идти в тюрьму.

Поэтому духовный мир находится вне пределов этого материального мира. Есть правила для добропорядочных граждан. Но добропорядочные граждане не нуждаются в правилах для того, чтобы оставаться добропорядочными. У добропорядочных граждан нет мотивов причинять вред другим. Поэтому духовный мир, царство Бога, — это место, где в действительности нет правил, потому что они не нужны. Писания, которые у нас есть в материальном мире, — это правила, данные Богом, точно так же как в тюрьме существуют правила, тюремные правила, специальные правила для заключённых. Понятно, что все заключённые в своей основе плохие, но есть определённые правила, чтобы попытаться держать их в узде. Если ты подчиняешься правилам тюрьмы, тебя будут считать хорошим заключённым и тебе могут предоставить немного больше удобств. А если ты не выполняешь приказов… Ты уже находишься в тюрьме из-за того, что ты преступник, но если ты не подчиняешься тюремным правилам, тебя накажут ещё больше.

Итак, то, что в большинстве писаний мира считается небесами, находится также в пределах тюремного замка материального мира. Они — тоже место страданий. Тюрьма — это место страданий. Так и материальный мир — это место страданий. Но так же как в тюрьме, могут быть места, оборудованные большими удобствами, и места, где тебя чрезвычайно жестоко наказывают, подобным же образом есть небеса, земной мир и адские миры для разных категорий заключённых. Если в тюрьме кто-то подчиняется по какой-бы то ни было причине — из-за страха или из-за того, что ему обещали награду, — то им могут дать статус заключённых первого класса. Поэтому писания этого мира в основном не учат тому, чтобы любить Бога.

В действительности есть первая заповедь в законах Моисея, в еврейской Библии: люби Бога всем своим сердцем. Это настоящее послание всех писаний. Но там нет знания о том, кто такой Бог или как любить Его. Это остаётся больше намёком, ориентиром «для сведения», чем сутью еврейской или христианской религии, как её обычно понимают и практикуют. И в Ведах так же.

траи-гунйа-вишайа веда
нистраи-гунйо бхаварджуна (Б.-г., 2.45)

Кришна говорит Арджуне, что Веды в основном имеют дело с тремя гунами материальной природы. И он говорит Арджуне, что тот должен выйти за пределы этого положения.

Так почему Веды лучше, чем… Хинду, как гласит лучшее определение этого термина, должны следовать ведическому пути, но почему ведический путь чем-то лучше, чем какие-либо другие?

В Ведах есть раздел, который называется гьяна-канда и который даёт знание о реальности, о жизни за пределами страданий повторяющихся рождений и смертей. И он даёт постепенный метод достижения уровня, находящегося за пределами рождения и смерти. Этот метод — система варнашрамы, которая сама по себе не очищает, просто если следовать всем её правилам, но очищение происходит благодаря связи с Вишну.

В ведическом обществе, не в нынешнюю эпоху, а раньше, в центре была ягья, или совершение жертвоприношений. Ягья, пуджа — всё это центральные элементы в ведической культуре. И в любой ягье ягья-бхук или конечный наслаждающийся ягьей — это Вишну. И в каждой ягье должна присутствовать Нарайана-шила, шалаграма-шила. Все люди высших каст, особенно брахманы, — все они должны были поклоняться дома шалаграма-шиле, Вишну. И те, кто преуспел в следовании ведическому методу, приходили к гьяна-канде, к Упанишадам. И когда они понимали, что этот материальный мир полон несчастий и печалей, даже райские планеты полны несчастий, то у них появлялось желание освободиться из этого мира. Следуя очень сложному методу, они могут освободиться из этого материального мира.

клешодхикатарас тешам
авйактасакта-четасам (Б.-г., 12.5)

Те, кто пытаются освободиться, не признавая Кришны, а стремясь к безличному, — их путь полон трудностей. И если они желают освобождения, но не поклоняются Кришне, то сама причина, по которой они оказались в материальном мире, не исчезает.

йе нйе равиндакша вимукта-манинас
твайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах
арухйа крччхрен̣а парам падам татах
патантй адхо надр̣та-йушмад-ангхрайах (Бхаг., 2.32)

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Благочестивые заключённые»



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *