Это называется реактивной позицией

Аргументы: «У меня нет возможности учиться у духовного учителя. Он не приезжает. У меня тут вот это, у меня здесь обстоятельства. Что я могу с этим сделать?» – это называется реактивной позицией. «Я заложник обстоятельств. Я не могу практиковать сознание Кришны». Ну не практикуйте! Кому от этого станет хуже?..

Я всегда вспоминаю яркий пример. Допустим, вы третий день ничего не ели и так обессилили, что вам уже трудно встать. Вы лежите на кровати, стонете от голода и думаете, что кастрюля с гречкой сами договорятся как-то с газом. А оно так что-то не происходит. «Кушать хочу, очень сильно». – «Может, тебе приготовить тогда?» – «Нет. Я не могу. У меня нет сил готовить, я не могу дойти». – «Ну не готовь». – «Но я хочу кушать!» – «Так иди, готовь». – «Я не могу». Это один вариант.

Другой вариант. Ему больно, ему хочется кушать, но он встает с кровати, шатается от голода, теряет сознание, но доползает до плиты, ставит кастрюлю под воду. Отключился. Очнулся, уже полная кастрюля воды, он поднимает ее, ставит на плиту и опять вырубается. Но он встает, включает газ, сыпет гречку, соль, масло. У него кружится голова, он смотрит на часы. Эти двадцать минут длятся как вечность. И вот у него гречка. Вот если не готовить, никогда ж не поедим.

И вот два варианта: «У меня такие обстоятельства, что нет возможности практиковать сознание Кришны» – не готовьте. Другой же человек, проактивный, он ученик, истинный ученик: «Да, сложная ситуация, да, голодуха, да, вкуса нет, все понятно. Но надо ползти, надо включать, нужно что-то делать в этом направлении».

Ватсала дас