Это начало понимания: мы не есть тело

Все эти неправильные идеи в мире поощряют каму, кродху и лобху, и все они ведут в ад. Всё начинается с ложного представления о том, что мы есть это тело. Поэтому мы видим, что Шрила Прабхупада снова, снова и снова указывал своим ученикам, представителям общественности, что мы не есть это тело, мы — вечные живые существа, у нас вовсе нет никаких настоящих отношений с этим телом. И таким образом наше истинное «я» является неотъемлемой частью и вечным слугой Кришны.

Но первое, что нужно понять, — это то, что я не есть это тело. Потому что даже если мы говорим, что мы вечные слуги Кришны, но не признаём, что мы не есть это тело, то мы можем прийти к чему-то наподобие христианской идеи, состоящей в том, что мы есть тело и мы связаны с Богом. Но затем, когда Бог придёт в Судный день, то Он снова вернёт все наши тела к жизни. Те же тела. У них есть такая идея. Я знаю, так как меня воспитывали христианином. Они вам скажут, что Христос придёт, и если вы хороший христианин, то Он воскресит вас и перенесёт в рай, но если вы не хороший католик, то тогда вы навечно отправитесь в ад. Вы получите особое тело, которое горит всё время, но по какой-то причине не разлагается. Итак, они настолько поглощены идеей «мы есть это тело», что даже думают, что мы отправляемся к Богу в этом теле. Такое неправильное понимание.

Таким образом, это начало понимания: мы не есть тело. Если мы думаем, что мы есть тело, то мы потворствуем желанию удовлетворять чувства тела, как в той же христианской концепции, предполагающей, что мы отправимся в рай и будем наслаждаться. Это всё. У них нет представления о том, что мы должны служить Богу. В Бхагаватам также есть много сильных утверждений о сознании, возникающем из-за отождествления себя с телом.

Поэтому заниматься удовлетворением чувств:

нунам праматтах̣ куруте викарма
йад индрийа-притайа апрноти
на садху манйе йата атмано ’йам
асанн апи клешада аса дехах̣ (Бхаг., 5.5.4)

Ришабхадева, наставляя своих сыновей, говорит: «Несомненно, нунам праматтах̣ — совершенно сумасшедшие, безумные те люди, которые совершают греховные поступки ради индрийа-прити, удовлетворения чувств».

Если говорить о каме, это означает желание удовлетворять чувства. Ришабхадева говорит, что это не хорошо, потому что это продлевает материальное существование, которое полно страданий. Хорошая работа, хорошо оплачиваемая работа, большой дом, что бы там ни было — это просто продлевает страдания, вот и всё.

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции по «Бхагавад-гите» 16.21 «Вожделение ведёт в ад»