Если вы знаете Кришну, значит у вас есть все знание

В Бхагавад Гите во введении есть фраза: «Живое существо никогда не может быть обладателем высшего знания какой бы ступени совершенства оно ни достигло». Вчера на харинаме завязалась дискуссия, в которой подруга выразила мнение, что это касается обусловленных джив, и мне захотелось все таки понять…

Вопрос: Живое существо может быть обладателем высшего знания или это невозможно никогда ни при каких обстоятельствах? Может, мы можем использовать высшее знание, но все-таки мы не можем им обладать?

Ответ: Если вы знаете Кришну, значит у вас есть все знание. Чистый преданный чувствует себя собственностью Кришны, которой Кришна может распоряжаться так, как посчитает нужным. И одновременно с этим Кришна чувствует Себя собственностью этого преданного. В этом смысле чистый преданный обладает высшим знанием и может использовать это знание так, как хочет, чувствуя полную свою зависимость от Кришны. Но без Кришны ни о каком знании, а тем более обладании знанием, не может быть и речи. Только Кришна обладает полным знанием. Однажды у Шрилы Прабхупады спросили: есть ли в духовном мире скорпионы и Прабхупада сказал, что не знает, и посоветовал вопрошающему узнать это самостоятельно по возвращении в Духовный мир. (из лекции Субхага Свами в СПБ)

Чистый преданный знает то, что открывает ему Кришна и счастлив этим знанием. Мы уже пользуемся знанием, но станем обладателями только в том случае, когда станем чистыми преданными и почувствуем свою полную зависимость от Кришны. Когда мы повторяем слова Кришны, мы действуем совершенно, потому что Кришна совершенен, даже если мы не сознаем то, что говорим. Не чудо ли?! Когда мы повторяем слова Кришны, значит мы доверяем Ему, значит мы зависимы от Него; так мы становимся чистыми преданными, повторяя слова Кришны в самых сложных жизненных ситуациях. Мы не хотим повторять слова несовершенных людей, советующих нам то или другое, мы не хотим озвучивать наши догадки, нам дороги слова Кришны и мы говорим их, потому что Кришна совершенен.

Ваш слуга, Нитай Мангала прабху