Если наставление не получается исполнить сразу

Дело в том, что когда вы получаете наставление, и вы чувствуете, что вы сейчас не способны его совершать, главная ошибка, которую в этом случае преданный может сделать, подумать: «Это моя пара дхарма, т.е. это нечто для меня непосильное».

А правильный подход будет такой – положить это наставление в свое сердце и начать как-то медитировать на него. Спрашивать у других: «А как это можно делать?», то есть, подбираться к этим вещам. И вот когда вы так поступаете, то вы обнаруживаете, что Кришна вам даёт полномочия, т.е. у вас появляется способность что-то делать.

Ключевым моментом (это, собственно, лейтмотив нашего с вами общения) управления, мы говорили, что без контроля атмы, т.е. ума, и контроль осуществляется не механически, а именно через медитацию. Когда мы начинаем на что-то медитировать, то для ума становится сознание Кришны очень естественным, для нас вообще, мы переходим в сферу вигьяны.

А когда мы наставлением пренебрегаем, то в этом случае у нас появляются некие страхи. Мы начинаем думать, что это для каких-то возвышенных преданных, то есть, мы отделяемся от этого служения, от этой миссии.

Поэтому, когда в бхакти-врикше, например, преданные что-то обсуждают, какие-то темы, то признаком успеха этого обсуждения является возникающая медитация. То есть, если медитация у преданных возникла на эту тему, значит, обсуждение было успешным, если медитации не возникло – поговорили и забыли, это значит, что цель не достигнута.

Поэтому нужно снова и снова одни и те же ключевые темы поднимать, обсуждать для запуска медитации. Иногда, одного раза, второго раза, третьего, бывает, не хватает, а на четвертый – пятый раз у человека, вдруг раз и включается. Он начинает видеть, как он сам может быть сопричастен с этим. Вот это – успех.

Успехом в нашей проповеди является то, что у кого-то появляется медитация. Именно она делает лидеров из нас, слуг.

Вопрос из зала: Я как раз имела ввиду, не отказ от этого, а именно медитацию. Она же может быть и длительной достаточно?

Бхактиведанта Садху Свами: Понимаете, когда есть медитация, то все равно преданный предпринимает какие-то усилия, он не просто медитирует, он же что-то пытается делать? Например, Шрила Прабхупада, когда он получил указание своего духовного учителя, он ведь долго медитировал.

Но он не просто медитировал, он какие-то усилия предпринимал – журнал издавал, что-то такое делал, т.е. у него была определенная подготовка, и она длилась годы, а это ведь ачарья. Не так, что ему Бхактисиддханта Сарасвати сказал, и он сразу пошел. У него ведь были неудачи, он пытался создать Лигу преданных в Индии, у него ничего не получилось. Это, конечно, лила определенная – Кришна готовил его для проповеди на Западе, но, тем не менее.

Мы же идем по стопам своего ачарьи, он нам показывает примеры определенные. Он нам показывает, что нужно медитировать на наставления духовного учителя, может не получаться что-то, но в результате получится. Ведь для нас Шрила Прабхупада – это же ачар, он же ачарья.

А мы почему-то думаем, что мы получаем какие-то серьезные наставления и сразу можем это делать. Но даже у Шрилы Прабхупады этого не было. Разве мы лучше Шрилы Прабхупады?

Поэтому, может понадобиться несколько лет медитации, предпринимать какие-то усилия, будут какие-то неудачи, но это не является основанием для того, чтобы думать, что это не получится, если мы верим Шриле Прабхупаде, если мы являемся Прабхупаданугами.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами