Если мы не можем получить духовной «ананды», высшего наслаждения, то мы обращаемся к материальным наслаждениям

Отсюда это желание слиться с бытием Бога, желание стать единым… Как в примере, где — Я — капелька воды, я растворюсь в большом океане, так я превращусь в океан. Этот пример часто даётся философами майавади. О том, что капля воды, смешавшись с океаном, превращается с ним в одно. Но это только воображение. Вода состоит из молекул. В ней множество индивидуальных молекулярных частичек. Помимо этого, предположим, вы смешались с водой и слились с бытием Брахмана, «самудрой», с морем или океаном. Потом вы снова испаритесь с водой с поверхности океана и станете облаком, упадёте вновь на землю и потечёте обратно в океан. Так будет продолжаться. Это называется «агамана-гамана», повторяющиеся выход и смешение. В чем же здесь благо? Вайшнавская философия учит нас, не стремиться смешаться с водой. Станьте рыбой в океане. Это так замечательно. Если стать рыбой, большой или маленькой… Не имеет значения. Глубоко в воде нет испарения. Вы сможете оставаться там.

То же самое в духовном мире, сияние Брахмана… «Нирбхеда-брахманусандхи». Для тех, кто пытается слиться с Брахманом, это небезопасно. Это объясняется в Шримад-Бхагаватам: «вимукта-манинах». «Вимукта-манинах». Они так думают: — Я слился с сиянием Брахмана, я в безопасности. Нет, это ненадёжное положение. Об этом говорится: «арухйа криччхрена парам падам татах патантй» (ШБ 10.2.32). Даже после великих аскез и испытаний, возможно подняться, «парам падам» и слиться с сиянием Брахмана. Но оттуда по-прежнему падают вниз. Оттуда падают. Поскольку Брахман, духовная душа, «анандамайа». Кришна или Абсолют, Верховная Личность Бога — «анандамайо ‘бхйасат» (Веданта-сутра 1.1.12), «сач-чид-ананда-виграхах» (Бр.смх. 5.1). Просто слившись с бытием Брахмана, вы не сможете стать «анандамайа». Если вы поднимитесь высоко в небо, оставаться в небе — это ещё не «анандамайа». Если вы получите прибежище на какой-то планете, то это «анандамайа». Иначе, вам придётся возвращаться на эту планету опять.

Итак, «нирвишеша». Без разнообразия не может быть «ананды». Разнообразие — мать наслаждения. Мы пытаемся… Мы испытываем отвращение к материальному разнообразию. Кто-то пытается свести это разнообразие к нулю, а кто-то пытается сделать его имперсональным. Но это не даёт нам настоящего трансцендентного наслаждения. Если вы сможете подняться в сияние Брахмана и принять убежище Кришны или Нарайаны… Бесчисленные планеты в сиянии Брахмана называют Вайкунтхалоками.

Наивысшая Вайкунтхалока называется Голока Вриндавана. Если вы достаточно удачливы, чтобы принять прибежище на одной из этих планет, то вы будете вечно счастливы в состоянии знания и блаженства. Но просто слиться с сиянием Брахмана — небезопасно. Мы желаем «ананды». Безличностный нулевой стандарт не может быть «анандой». Но когда мы не обладаем знанием о планетах Вайкунтхи, подобно философам Майавади, то возвращаемся вновь и вновь на эти материальные планеты. «Арухйа криччхрена парам падам татах патантй адхах» (ШБ 10.2.32). «Адхах» значит в этом материальном мире.

Я объяснял это много раз. Есть так много больших саньяси, которые отреклись от материального мира как «митхйа», «джаган митхйа». Они приняли саньясу, а через несколько дней возвращаются в социальные службы, политику. Потому что они не смогли осознать Брахман. И поэтому для своей «ананды», они вынуждены принимать участия в материальной деятельности. Из-за «ананды»… Мы желаем «анандамайао ‘бхйасат» (Веданта-сутра 1.1.12). Если нет духовной «ананды», то она должна проявится в низшей природе. Этот материальный мир обладает низшей природой. «Апара». Если мы не можем получить духовной «ананды», высшего наслаждения, то мы обращаемся к материальным наслаждениям. Мы желаем наслаждений. Каждый находится в поиске наслаждения.

Лекция Шрилы Прабхупады по БГ .2.20, Хайдерабад 25.11.1972 г. По материалам сообщества «Практичность принцип- это возможность»