Если мы действительно полюбили Кришну

Вопрос: Вы говорили, что нужно все сердце отдать Кришне. А как быть, если любишь человека? Получается, в какой-то степени это ув…одит, это чувство любви уводит. То есть неизвестно, к чему это может привести. То есть получается, нужно какое-то пограничное состояние занять, чтобы какой-то прогресс пошел на тонком, на духовном плане. Или нужна полная отрешенность?

Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами: Нужно понять одну простую вещь: что наша любовь к другим людям – если мы хотим испытать настоящую любовь – очень сильно зависит от нашей способности любить Кришну. Если мы действительно полюбили Кришну, мы сможем по-настоящему любить других людей, приносить им благо, заботиться о них, находиться по-настоящему в связи с ними. И наоборот, наши попытки любить кого-то вне и помимо Кришны в конце концов оборачивается неудачей, прямой противоположностью этой так называемой любви. Поэтому чем в большей степени мы успешны в своих попытках полюбить Кришну, тем в большей степени мы будем успешны в своих отношениях со всеми остальными людьми. Любовь к Кришне помогает нам любить других. Любовь к другим всегда означает неприязнь к кому-то еще, к сожалению. Мы видим, что если я люблю кого-то, то это всегда подразумевает, что я должен ненавидеть кого-то другого.

Люди даже более того, они требуют: если я люблю, я должен ненавидеть врагов, еще что-то такое. Но это ложные концепции. К сожалению, так называемая любовь в этом мире всегда разделяет людей, потому что я люблю одних и начинаю неприязненно относиться к другим, я начинаю делить мир на тех, кто близок, и обычно тех, кого я люблю: я люблю тех, кто так или иначе соотносится со мной и в ком я вижу отражение моего я.

В сущности, я люблю сам себя и свое отражение в них. До тех пор пока они отражают его хорошо, я буду их любить. Стоит им начать отражать плохо его, мои отношения с ним испортятся. Поэтому так называемая любовь в этом мире всегда разделяет на своих и чужих, на близких и далеких, на врагов, друзей. Любовь к Богу дает возможность по-настоящему любить всех остальных. Любовь к Богу не означает отрешенности полной. Любовь к Богу означает любовь к Богу. Более того, человек не может отрешиться, он всегда привязан, он может заменить одну привязанность на другую, это он может сделать, может перенести одну привязанность на другую.

Мы как душа всегда нуждаемся в любви, мы не можем висеть просто в безвоздушном пространстве, мы нуждаемся в любви, во взаимности какой-то. Поэтому мы стараемся полюбить Бога.

Как я объяснял до этого, когда человек по-настоящему подступает к любви, даже может быть еще не любит, но находится на подступах к любви, уже его отношения с другими выстраиваются очень правильно. Чайтанья Махапрабху объяснил эти самые подступы любви к Богу, самые далекие подступы любви к Богу как способность уважать всех остальных, не ожидать уважения к себе, смирение, терпение, и это самая лучшая отправная точка, с которой можно начать строить отношения с людьми. Если человек смиренный, его все любят, ну, иногда эксплуатируют, правда, но все любят. Если человек уважает других, его тоже начинают уважать. Если человек не зависит от какого-то уважения по отношению к себе, то это качество, которое вызывает уважение. Отношения начинают строиться хорошо.