Когда преданным можно вступать в экономические отношения?

Сознание Кришны проходит три ступени: первая ступень – это понимание того, что такое духовное знание, это, собственно, та ступень, на которой вы находитесь, вы сейчас изучаете этот вопрос.

Вторая ступень – это через понимание духовного знания трансформация качеств, т.е. обретение нравственности, нравственного ядра. Потому что именно духовное знание даёт настоящую нравственность, не выдуманную нравственность, когда, как говорится, мы тут честно делим награбленное, да? Как в материальном мире принято – мы честные по отношению к своим, потому что нам это выгодно.

А нравственность, основанная на понимании того, что всё принадлежит Богу, и мы должны учиться справедливо распространять Его богатства, чтобы всем хватало и чтобы люди помогали друг другу. Это можно только в сознании Кришны, богоцентрической концепции. У нас этого еще нет.

Пока у нас нет нравственного ядра, экономическое сотрудничество является опасным. Потому что как только у людей появляются деньги, как только у них появляются какие-то ресурсы, они сразу становятся непреданными почему-то. Деньги дал кому-то в долг, например, просто помог, а человек, я этот пример приводил, а человек: «Ну преданный, подождет ещё годик там, два… Преданным же надо помогать? Я – преданный? Преданный, мне помогли. Всё нормально, он должен быть доволен своим благочестием». Вот такая психология.

До тех пор, пока мы не видим преданных как свою семью, которой мы должны помогать, помогать друг другу… То есть человек нуждается, мы можем собраться, решить, что мы можем для него сделать, но при этом этот человек, для которого мы не делаем, он не должен быть в позиции потребителя: «А мне сейчас будут помогать, как классно! Наконец-то, молодцы, додумались. Лучше поздно, чем никогда, правильно?»

Не должно быть такой психологии у преданных. Когда преданный видит, как ему помогли, он чувствует, у него желание помогать при этом еще больше возрастает. Он тоже думает: «Кому я могу помочь?», да?Вот это вот, когда одно за другое цепляется – Рупа Госвами об этом говорит: «Дадати пратигрихнати…», то есть это основа сознания Кришны.

И вот пока у преданных этой психологии нет, они не могут выстраивать экономические отношения, потому что как только они начнут выстраивать отношения на безнравственной основе, что с ними происходит? Они становятся врагами, они разочаровываются, у них появляются очень жестокие негативные самскары.

Поэтому я советую делать это так. Есть духовное знание, на основании этого духовного знания вы находите друзей, а друзья как появляются? Когда вы обсуждаете вопросы, которые вас интересуют, у вас развиваются отношения. И вот когда появляется группа, такой костяк людей, которые доверяют друг другу, т.е. проверили как человек себя ведёт. Вот между ними уже нужно вступать в экономически отношения, вместе бизнес можно создать какой-то, да?

Вот в моей общине, в Сибири, есть такие примеры. Преданные друг друга проверили и они просто вот там… Один преданный – хозяин бизнеса, другой у него работает, но этот преданный не рассматривает преданного просто как своего наемника, которому нужно поменьше заплатить, как это в обычном бизнесе, он старается ему платить нормально. А этот преданный, который работает, он думает, что я работаю у преданного, я должен выкладываться по максимуму и помогать ему, не просто делать, что мне говорят, но еще и как-то думать как лучше сделать, то есть помогать.

И вот этот симбиоз создает классный результат — бизнес просто прёт. У них был один ресторан, сейчас уже три. Почему? Потому что это преданные работают вместе. Настоящие преданные. Не просто те, которые носят там атрибуты, а те, которые действительно следуют нравственному кодексу сознания Кришны.

Вот мы эти принципы сат-санги, которые мы обсуждаем, они как раз в эту сторону, потому что если преданные не могут следовать этим принципам, ни о какой экономике речи быть не может, потому что по Ведам, смотрите, дхарма, артха, кама, мокша, вот она, система, да? То есть дхарма означает нравственность, артха означает процветание, кама означает исполнение желаний, т.е. человек обретает удовлетворение и мокша означает освобождение. Всё.

То есть вот это система. Преданные, пока первую ступень еще не освоили, вот её надо осваивать. Нравственность. Но это должна быть не мирская, а духовная нравственность, потому что мирская нравственность имеет ограничения, она временна.

Бхактиведанта Садху Свами
Встреча с мужской сангой Института прикладных духовных технологий (2015-04-06, Алматы)