Джива — это чисто духовное существо

Джива не имеет материальных качеств. Тот, кто думает, что джива порождена майей , является майявади . В действительности джива — это чисто духовное существо, находящееся под покровительством духовной энергии. Но поскольку сама джива принадлежит к пограничной энергии, она склонна попадать в зависимость от майи . Примечательно, что, даже попав в зависимость от майи , джива лишь на время забывает о том, что она призвана служить Кришне.

При этом изначальный статус непогрешимой дживы , ее облик и происходящие с ней изменения остаются духовными. Поскольку джива бесконечно мала, майе нетрудно одолеть ее. Так у непогрешимой дживы сначала появляется тонкое тело, состоящее из ума. А когда дживе приходит время действовать в материальном мире, ее тонкое тело покрывает наиболее подходящее для этой деятельности физическое тело.

Тонкое и грубое тело сходны в том, что оба представляют собой созданные майей неестественные покрытия духовного тела дживы .
Физическое тело состоит из земли, воды, огня, воздуха и эфира, а
тонкое тело — из ума, разума и ложного эго55. Сбросив эти оболочки и выйдя таким образом из-под влияния майи , джива принимает свою естественную, духовную форму. Освобожденная джива действует с помощью органов чувств духовного тела.

В отличие от материального тела, оно не нуждается в еде, отдыхе, половых отношениях ивыведении отходов жизнедеятельности, не испытывает боли, не подвержено болезням и никогда не терпит лишений. Все это затрагивает лишь физическое тело, однако джива по ошибке отождествляет себя с ним и потому испытывает материальные радости и страдания.

Даже те, кто уже достиг освобождения, не получат духовного тела,
которое необходимо для служения Кришне в духовном мире, до тех пор, пока не избавятся от привязанности к мирскому знанию (гьяне ) и
отречению от материального. Получить духовное тело может лишь тот, кто обрел освобождение благодаря общению с преданными.
Освобождение, которое приносит общение с гьяни , не может считаться настоящим.

Бхактивинода Тхакур, «Шри Чайтанья Шикшамрита»