Два вида литературы. Шримад Бхагаватам — наивысшее произведение среди духовной литературы

Существует два вида литературы:

1) дарующая артху, материальное процветание;
2) дарующая парамартху, духовное благо.

География, история, астрология, физика, психология, аюрведа, микробиология, математика, речь, поэзия, музыка, логика, йога, религия, право, архитектура и военное искусство — всё это относится к первой категории литературы. Каждая книга ведет к достижению определенной цели и имеет свое назначение.

Когда все устремления направлены на высшую цель, к конечному предназначению души, — это называется парамартхой. Литература, обсуждающая достижение этой высшей цели, называется парамартха-шастра, или духовная литература.

В Индии и за ее пределами было составлено множество духовной литературы. Мудрецы Индии с незапамятных времен составляли многочисленные духовные произведения на различные трансцендентные темы. Среди этих произведений «Шримад Бхагаватам» является наивысшим. Эта книга состоит из 18 тысяч стихов. В ней содержатся десять главных тем, которые обсуждаются в виде непосредственных наставлений, а в некоторых местах как истории.

Среди этих десяти тем последняя, ашрайа, — парстартха-таттва, высшая духовная тема. Ашрайа-таттва, или суммум бонум, является сокровенной и беспредельной. Хотя ашрайа-таттва не требует доказательств для живых существ, в настоящем обусловленном состоянии людям трудно понять эту трансцендентную тему.

Вот почему автор «Шримад Бхагаватам», движимый состраданием, обсудил другие девять истин. Эта бесценная книга до нынешнего времени была интерпретирована. Людей Индии и других стран можно образно поделить на две категории. К первой относятся те, кто уподобился ослу, ко второй же относятся те, кто подобен лебедю. Последние составляют меньшинство. Те, кто подобен лебедю,извлекают из священных писаний высший смысл для собственного духовного продвижения, и таким образом получают благо.

Шрила Бхактивинод Тхакур
«Шри Кришна-самхита»