Не может быть и речи о том, что духовный учитель «живой» или нет. Духовный учитель вечен

Выдержки из статьи «Функция души», опубликованной в официальном журнале ИСККОН «Обратно к Богу» (том 24, № 10, 1989 г.) с комментариями ученика Шрилы Прабхупады Хамсадуты даса (одного из первых ритвиков):

Вот ясное подтверждение указания Шрилы Прабхупады о том, что одиннадцати его ученикам [назначенным в июле 1977 г. в качестве ритвиков] следовало продолжать действовать в качестве ритвиков — представителей ачарьи (и ничего больше или меньше), а также вдребезги разбивает ложную доктрину обязательной необходимости «живого гуру».

В «Функции души» Шрила Прабхупада говорит:

«Когда ты читаешь Библию, ты следуешь духовному учителю. Как ты можешь говорить, что без учителя? Если ты изучаешь Библию, это означает, что ты следуешь наставлениям Господа Иисуса Христа. Это значит, что ты следуешь духовному учителю. Где же тут возможность быть без духовного учителя?»

Все знают, что Господь Иисус Христос умер на кресте около 2000 лет назад. Он больше не присутствует физически. Он не «живой гуру», но Шрила Прабхупада не считает, что есть какая-то проблема, связанная с тем, «живой» он или «мертвый». Дальше в беседе [состоявшейся в октябре 1968 г. в Сиэтле] ученик спрашивает: «Я имел в виду живого духовного учителя». Шрила Прабхупада отвечает: «Не может быть и речи о том, что духовный учитель «живой» или нет. Духовный учитель вечен».

Затем Шрила Прабхупада продолжает объяснять:

«Ты говоришь: «Читая Библию». Когда ты читаешь Библию, это означает, что ты следуешь духовному учителю, которого представляет какой-либо священник в линии Господа Иисуса Христа».

Это также подтверждает авторитетность системы ритвиков-представителей, учрежденной самим Шрилой Прабхупадой! Жрец или священник действует в качестве представителя, то есть ритвика, выступая от имени духовного учителя — Иисуса Христа.

Далее в ходе этой беседы ученик спрашивает, получают ли верную интерпретацию Библии современные священники, относящие себя к ученической преемственности, идущей от Иисуса Христа, и Шрила Прабхупада отвечает:

«Когда кто-то дает ложную интерпретацию, он не является истинным духовным учителем. Нужно немедленно отвергнуть такого духовного учителя. <…> Не может быть и речи об интерпретациях. Тогда авторитетность исчезает. Как только вы начинаете давать произвольные толкования, авторитетность знания утрачивается».

Однако окончательные письменные указания самого Шрилы Прабхупады, адресованные его ученикам (письмо от 9 июля 1977 г.) были проигнорированы, ими пренебрегли, им дали ложные интерпретации и их нарушили гуру-ачарьи, созданные GBC, которые сами себя назначили высшей инстанцией в миссии Шрилы Прабхупады. Как преданные должны относиться к этому?

Шрила Прабхупада не приемлет никакого компромисса:

«…Когда требуется интерпретация? Когда что-либо непонятно. Если я говорю: «Это часы», — и все понимают: «Да, это часы», — то где тут возможность давать косвенное толкование: «Это очки»? Таким образом, ненужных толкований следует избегать, они не являются авторитетными. А тех, кто дает такие ненужные интерпретации, следует сразу же отвергать. Немедленно, без каких-либо дополнительных соображений».

Одиннадцать учеников, изначально назначенные Шрилой Прабхупадой в качестве ритвиков-представителей, или помощников ачарьи, не сумели исполнить указание Шрилы Прабхупады, и потому они должны исправить свою ошибку и предаться указаниям Шрилы Прабхупады (лучше поздно, чем никогда), в противном случает искренние преданные должны отвергнуть их руководство.

Опубликовано в журнале «В каждом городе и деревне», том 8, № 1 (1993 г.), текст на английском языке: http://namhatta.com/2011/06/28/living-guru/

ДОПОЛНЕНИЕ:

Иногда встречаются утверждения наподобие «вы христианизируете парампару Господа Чайтаньи» (цитата отсюда: http://vaishnava-news-network.org/world/…/13-2004/index.html). Это совершенно необоснованные заявления. Авторитетность Иисуса Христа как нынешнего ачарьи одной из ветвей вайшнавизма (монотеистической религии) признаёт сам Шрила Прабхупада. Он никогда не порицал христианство за то, что там по-прежнему считают своим гуру-спасителем Христа, а официальное посвящение (крещение) проводят священники (ритвики). Он не одобрял распространенное среди современных христиан игнорирование заповедей и поверхностное отношение к ним, искаженные интерпретации слов Библии, излишний акцент на распятии Христа вместо направления внимания главным образом на его наставления, практику регулярных покаяний («не согрешишь — не покаешься»), убийство коров и т. д., но не сам принцип принятия прибежища у Иисуса Христа даже в наше время.

Из книги Пуранджаны прабху «Наш живой гуру» (1993 г.):

6.3) Вопрос: «Живые гуру» периодически заявляют, что принятие прибежища у Шрилы Прабхупады, а не у них, означает внедрение «христианской концепции». Есть ли истина в этих словах?

Ответ: Живые гуру начали навешивать на тех, кто поклоняется Шриле Прабхупаде, ярлык «попавших под влияние христиан», однако именно они внедрили множество идей в стиле современного христианства:

1. Теперь совет GBC называет себя «высшим конфессиональным советом, управляющим ИСККОН» (журнал «Обратно к Богу», 1990-1991). Однако Прабхупада не использовал данный термин в позитивном значении, вместо этого он порицал конфессиональных смарта-брахманов Индии. Сейчас «конфессиональный совет» — GBC — «утверждает новых гуру», но Прабхупада сказал, что мы должны избегать подобной штамповки, или конфессионального назначения, гуру.

2. Вся философская концепция «назначаемых» гуру напоминает Коллегию кардиналов и избираемых их голосованием Пап.

3. В 1985 г. один из живых гуру помог написать официальную публикацию, в которой было сказано, что «живых гуру» следует воспринимать так же, как Папу Римского.

4. Один из «живых гуру» положил начало «межконфессиональному» движению и приказал своим последователям одеваться как христианские монахи.

5. Ведущий писатель GBC опубликовал свою книгу «Вступление в молитвенную жизнь», в которой описаны подробности его изучения различных христианских идей.

6. Другой «живой гуру» привнес христианство в свое движение наркотиков, секса и тибетского буддизма.

7. Еще один «живой гуру» порекомендовал своим последователям читать книгу «Общение с миром духов», в которой заявляется, что Христос пал в иллюзию, точно так же как пали «живые гуру».

Короче говоря, некоторые из наиболее вопиющих адаптаций псевдохристианства появились непосредственно в проекте «живой гуру». Возможно, «живые гуру» не изучили историю, иначе они бы знали, что у христиан тоже была своя широко известная программа создания «живых чистых преданных Бога». Изначально все священники назывались Папами. Но только в XIV в. это стало отличительным титулом епископа Рима. Они заявили: «Святой Петр говорит устами Папы», — точно так же, как проект «живой гуру» утверждает, что «Прабхупада говорит устами своих живых гуру-преемников, одобренных GBC».

В папской системе проводится голосование, чтобы наделить статусом Папы. Это в точности напоминает проект «живой гуру», который номинирует кандидатов в гуру и проводит голосование о наделении статусом духовного учителя. В конечном итоге Папы отстранялись и заменялись на новых, как это происходит и у «живых гуру». Папы опустились до низких стандартов морали, и началось «движение за реформу папской системы». Следуя в точности по их стопам, проект «живой гуру» также начал «движение за реформу гуру». Одним из ключевых последствий появления «живых гуру», отмеченным даже общественными СМИ, стало применение жестких форм насилия и репрессий для обеспечения контроля над «еретиками». «Еретик» мог даже лишиться жизни. Следует ли пояснять, по чьим стопам и здесь пошли «живые гуру»?

В 1409 г. совет епископов в конце концов заявил, что получил абсолютную власть над Папой, и, подобно этому, проект «живой гуру» попытался частично вернуть контроль совету GBC, забрав его у «абсолютных» гуру. Проблема в том, что «живые гуру» сохранили за собой большинство голосов в современном совете GBC. Результатом этого стало то, что GBC стал практически очередной версией «совета гуру-ачарьев», созданного в 1978 г. Такая же проблема появилась в Ватикане, когда Папы взяли под свой контроль голосование.

Во всяком случае базовая система утверждения голосованием, назначения или наделения чистым статусом других определенно является частью теологии проекта «живой гуру».
Некоторые члены проекта «живой гуру» открыто заявляют, что ИСККОН нуждается в номинальных лидерах, таких как Папа, и что это существенно для проповеди истинного сознания Кришны. Однако Шрила Прабхупада никогда и нигде не говорил, что те, кто желает поклоняться авторитетным ачарьям, «попали под влиянием христианской концепции», как и не называл искренних последователей Христа имперсоналистами-майявади.

Из книги Кришнаканта прабху «Последний приказ» (1996 г.):

5. «То, что вы предлагаете, подозрительно напоминает христианство!»

1) Систему ритвиков предлагаем не мы, а сам Шрила Прабхупада в последнем приказе по инициациям. И даже если это похоже на христианство, мы должны следовать этому, так как это указание гуру.

2) Шрила Прабхупада явно одобрял идею христиан продолжать следовать ушедшему Иисусу Христу как их гуру. Он учил, что каждый следующий учению Христа, является его учеником и достигнет уровня освобождения, обещанного Иисусом Христом:

Мадхудвиша: Есть ли возможность для христианина справиться без помощи духовного учителя? Сможет ли он достичь духовного неба, уверовав в слова Иисуса Христа и пытаясь следовать его наставлениям?

Шрила Прабхупада: Я не понимаю.

Тамала Кришна Госвами: Может ли христианин нашего времени, без духовного учителя, но читая Библию и следуя словам Иисуса, достичь…

Шрила Прабхупада: Когда ты читаешь Библию, ты следуешь духовному учителю. Как ты можешь говорить, что без учителя? Если ты изучаешь Библию, это означает, что ты следуешь наставлениям Господа Иисуса Христа. Это значит, что ты следуешь духовному учителю. Где же тут возможность быть без духовного учителя?

Мадхудвиша: Я имел в виду живого духовного учителя.

Шрила Прабхупада: Духовный учитель это не вопрос о… духовный учитель вечен… а ты спрашиваешь, как без духовного учителя. На любой стадии жизни ты не можешь без духовного учителя. Ты можешь принять этого или того духовного учителя. Это другой момент. Но ты должен принять. Ты говоришь: «Читая Библию». Когда ты читаешь Библию, это означает, что ты следуешь духовному учителю, которого представляет какой-либо священник в линии Господа Иисуса Христа.
(Утренняя прогулка, 02.10.68, Сиэтл)

«Что касается цели, которую достигают преданные Господа Иисуса Христа, то они могут попасть в рай и все. Это планета материального мира. Преданный Господа Иисуса Христа — это тот, кто строго следует десяти заповедям <…> Следовательно, вывод таков, что преданные Господа Иисуса Христа поднимаются на райские планеты, находящиеся в пределах материального мира».
(Письмо Шрилы Прабхупады Бхагавану, 02.03.70)

«Фактически, тот, кем руководит Иисус Христос, безусловно, достигнет освобождения».
(«Совершенные вопросы, совершенные ответы», глава 9)

«…Или как христиане следуют Христу, великой личности, махаджано йена гатах са пантхах. Ты следуй махаджану, великой личности <…> Ты следуй одному ачарье, как христиане, они следуют Христу, ачарье. Мусульмане следуют ачарье, Мохаммеду. Это хорошо. Ты должен следовать какому-нибудь ачарье <…> эвам парампара-праптам».
(Беседа со Шрилой Прабхупадой, 20.05.75, Мельбурн)

3) Это возражение «напоминает христианство» — просто ирония, так как современная система гуру в ИСККОН сама приняла определенные христианские процедуры:

• Выбирая гуру голосованием, GBC поступает аналогично коллегии кардиналов в Католической Церкви, где голосованием выбирают Папу Римского:

«Процедуры голосования <…> за кандидата в гуру <…>, который будет утвержден голосующими членами <…> в процессе голосования за гуру <…> двумя третями голосов GBC <…> все члены GBC являются кандидатами в гуру».
(Резолюции GBC)

• Точно так же GBC называет себя «высшим конфессиональным советом, управляющим ИСККОН» (The highest ecclesiastical body guiding ISKCON) (Журнал «Обратно к Богу» №9, 1990-1991); опять используется «христианская» терминология.

Таким «христианским» методам Иисус никогда не учил, а Шрила Прабхупада их сурово осуждал:

«Мирское голосование не имеет никакой юридической силы избирать ачарью-вайшнава. Ачарья-вайшнав самоочевиден, и нет нужды в каком-либо решении суда».
(Ч.Ч., Мадхья, 1.220, комментарий)

«Шрила Джива Госвами советует не принимать духовного учителя, основываясь на соображениях наследственных, обычных социальных или конфессиональных традиций».
(Ч.Ч., Ади, 1.35, комментарий)