Духовный лидер всегда сохраняет настроение ученика

Мы стремимся всегда пребывать в ученической позиции, серьёзно относясь к советам и замечаниям, от кого бы они ни исходили, даже если иногда они кажутся несправедливыми. Ученик не уклоняется от вызовов жизни и не поддаётся на провокации со стороны окружающих (в частности, он не склонен оправдываться), вместо этого он думает: «Что этим хочет сказать мне гуру и Кришна?»

Лидер Общества отличается от простого его члена именно тем, что находится в устойчивой ученической позиции, радуясь различным вызовам так же, как храбрый воин радуется сильному противнику. Безусловно, лидер не ищет проблем, но, когда они приходят, то он спокойно, полагаясь на Кришну, поворачивается к ним лицом, не перекладывая ответственность на других. Позиция лидера мужская: «Если я договорился с человеком, а он не исполнил положенное, то в том моя вина — значит, не так договорился или не проследил». Он думает именно таким образом. Он будет разбираться, почему договоренность не была исполнена, а не осуждать другого.

Лидер может предложить подопечному принять наказание, если это необходимо, но ни в коем случае не будет осуждать его. Почему? Потому что осуждение приучает людей не к сознательной ответственности за свои поступки, а к ложной зависимости от отношений со старшим и его оценок. Такая зависимость от религиозного руководства благотворна для человека на начальной стадии, когда он только вырвался из материалистичного окружения, насаждающего в нём дурные качества и привычки, но ещё продолжает находиться в психологической зависимости от всего этого. Однако когда он укореняется в традиции, то позиция подобной ложной зависимости становится препятствием для его духовного прогресса, который требует культивирования личной осознанности.

Если лидер совершил ошибку, то она должна быть признана им безоговорочно и в присутствии других членов санги, а не так: «Ну, у меня же были причины так поступить…», или «Ну, на этот вопрос можно посмотреть с другого угла зрения…». Такому лидеру не будут доверять.

Если лидер позволяет себе судить вслух о других людях: «Этот занимается политикой», или: «А тот просто собирает нама-хатту для того, чтобы всем показать себя», и т.д., и т.п., то такой лидер разрушает отношения. Разумеется, негативные мысли и чувства неизбежно будут возникать, но мадхйама-адхикари не идёт у них на поводу: «вачо вегам манасах кродха вегам…» («Нектар наставлений», 1).

Часто лидеры видят причину проблем в подопечных, в том, что те плохие ученики. Если бы Шрила Рупа Госвами был согласен с таким представлением, то он адресовал бы упомянутый выше первый стих «Нектара наставлений» не наставникам, а их последователям. Суть же в том, что именно учитель должен быть настоящим учеником, тогда у других есть шанс ими стать. Если же он считает, что у него плохие ученики (не принимают его авторитет, недостаточно усердны и т. п.), то, скорее всего, это означает, что он сам является таковым. Разумеется, как говорилось выше, наставник может ругать кого-то в сердцах, если это необходимо для его блага, но мы здесь говорим именно о его внутренней позиции. Настоящий лидер думает: «Эти люди — мои гуру, а я — их слуга. Я их помощник, но не хозяин».

Фрагмент из книги Е. С. Бхактиведанта Садху Свами «Формирование команды духовных лидеров»