Допустимо ли лгать, распространяя Абсолютную Истину?

Допустимо ли лгать, распространяя Абсолютную Истину? Прабхупада много раз говорил об этом разным людям.

«…не очень рекомендуется лгать лишь для того, чтобы продать книгу. Если мы будем говорить только о том, как чудесен Кришна, любая наша ложь или преувеличение тогда не будет ложью! Но все остальное — неправда, и она не поможет нам научиться быть правдивыми. Лгать одним, говорить правду другим — это не очень-то хорошая философия. Брахманы всегда правдивы, даже со своими врагами. Если вы будете искренне говорить об этих книгах, их купит любой, они действительно заслуживают этого. Вы должны учиться этому искусству, а не искусству лгать. Убеждайте людей, проповедуя им об Абсолютной Истине, а не обманывая их; это — уровень зрелости вашего сознания Кришны.» — Письмо 12/25/72

С другой стороны, Прабхупада хотел, чтобы распространялось как можно больше книг, «так или иначе». Сами книги лучше кого угодно раскроют читателям истину, а успех проповедника в том, чтобы убедить человека взять их.

«…если какой-нибудь брахмачари продавал хотя бы один журнал за одну пайсу… наш Гуру Махарадж был очень доволен и говорил: «О, ты так хорошо это сделал!»… Распространение литературы — наша настоящая проповедь. И если ты не можешь хорошо представить ее, то это твоя неудача. Успех твоей проповеди определяется тем, сколько книг ты продаешь. Какую бы книгу ты ни продавал, сначала ты должен представить ее должным образом, и тогда человек даст тебе деньги, которые нужно использовать в служении Кришне. Это будет его удачей, когда ему посчастливится прочесть что-нибудь о трансцендентном знании. Если же ты вызовешь в нем раздражение, и он уйдет, это будет говорить о твоей неразумности.

Нам действительно приходится следовать определенной тактике, как это делают обычные торговцы, но разница в том, что мы это делаем ради удовлетворения Кришны, а не для собственного чувственного удовлетворения.» — Письмо 9/30/72

Когда я думаю о том, как Шрила Прабхупада руководил распространением книг, я представляю его генералом на поле битвы. Иногда Прабхупада говорил о храмах, как о крепостях, о преданных, как о солдатах, а о книгах, как о бомбах, которые падают на головы людям, находящимся в иллюзии. Однако эти «бомбы» не убивают, они несут мир и трансцендентное просветление. Советы, которые Прабхупада давал в письмах своим ученикам относительно проблем, с которыми они встречаются во время проповеди, не были какой-то теорией, которую дают на классах; это были письма на передовую, письма неотложной важности.

Вайшнавера крийа мудра виджне на бхуджхайа — мысли ачарьи понять невозможно.*

* Более подробно я рассказал об указаниях Прабхупады распространителям книг в 6 томе «Прабхупада-лиламриты» в главе «Распространяйте книги!» Для еще более подробной информации по этому вопросу можно обратиться к пятитомному собранию писем Прабхупады.

Мы не должны пытаться судить освобожденного ачарью по законам этики и морали. Он этичен и правдив, и если мы не можем по достоинству оценить то, что он делает с учетом времени, места и обстоятельств, — это лишь недостаток нашего понимания.

Сатсварупа дас Госвами,
«Правдивость — последняя нога религии»