Дневные сны — ночные сны

Однажды ранним утром царь созвал своих министров и спросил их: «Прошлой ночью я видел очень яркий сон. Я был бабочкой, порхал с цветка на цветок и пил мед. Сон был настолько ясным и реалистичным, что у меня закрались серьезные сомнения, кто же я на самом деле — царь, которому снится, что он бабочка, или бабочка, которой снится, что он царь?»

Широко распространенный феномен сновидений является одной из величайших тайн человека. Что такое сновидение? Реально ли оно? Если нет, тогда почему ночные кошмары вполне реально воздействуют на наше тело — выделяется пот, появляется одышка, как если бы мы и в самом деле в испуге от кого-то убегали? Возможно ли, что наше бодрствование — это тоже сон?

Если мы проанализируем свой прошлый опыт сновидений и бодрствования, так ли заметна между ними разница? И то, и другое уже закончилось — нам ничего не остается, кроме как помнить о них. Мы называем сновидением то, что пережили во сне, так как оно прекращается с пробуждением. Возможно ли, что смерть подобна пробуждению ото сна, который мы сейчас переживаем «наяву»?

Если как следует задуматься, во сне мы отождествляем себя с чем-то отличным от своего тела. Когда мы спим, наше тело лежит в постели, ничего не испытывая физически. В то же время, в нашем восприятии за нами гонится тигр или мы проводим время с принцессой. Это значит, что я-чувствующий не являюсь этим телом.

Ведические писания объясняют, что наше сознание может находиться в одном из четырех состояний: джагрути (обычное состояние бодрствования), свапна (сон), сашупти (глубокий сон без сновидений) и самадхи (божественное бодрствование). Наше естественное осознание себя как душ, возлюбленных детей Бога, приходит в самадхи. В настоящее время хотя мы бодрствуем физически, но спим духовно.

Поэтому ответ на вопрос царя будет такой: он — духовный сын Бога, которому снится, что он царь (джагрути). И в этом сне он видит еще один сон — будто он бабочка (свапна).

Спящий человек не способен ощутить существование сияющего солнца, хотя солнце поддерживает саму его жизнь. Точно так же из-за духовного забвения мы не можем ощутить присутствие и любовь Бога, хотя Он поддерживает наше существование, обеспечивая нас теплом, светом, воздухом, водой и пищей. Однако подобно тому, как спящий может быть пробуждён звуком, мы можем проснуться от духовного забвения с помощью духовного звука — святого имени Бога. Итак, давайте воспевать и пробуждаться к праведной и счастливой жизни в вечной любви.

Е. С. Дхирашанта дас Госвами