21 сентября — День явления Дживы Госвами

Шри Джива Госвами был младшим, но самым плодовитым автором из всех Госвами. Его перу принадлежат полмиллиона стихов на санскрите (около 25 книг). Его книги доказывают, что философия Шри Чайтаньи являет собой суть ведической мудрости и совершенство религии. «Гопала Чампу», «Шат-сандарбха» и «Хари Нама Вьякарана» – самые известные его работы. «Сандарбхи» уверенно доказывают трансцендентные истины «Шримад-Бхагаватам». Они также доказывают, что Господь Шри Кришна является Верховной Абсолютной Истиной (сваям-бхагаван), причиной всего сущего и источником всех аватар. Всякий, кто с верой прочтет эти книги, станет преданным Кришны.

Сатьянараяна дас, санскритолог ИСККОН, который в настоящее время под эгидой ББТ (Бхактиведанта Бук Траст) работает над переводом «Сандарбхи» на английский язык, приводит следующее объяснение имени Дживы Госвами: «В действительности, имя Дживы Госвами – джива – приобретает необычное значение в свете стиха из «Бхагаваты»: ахастани сахастханам ападани чатуш падам… дживо дживасья дживанам. «Животные, лишенные рук, становятся добычей для животных с руками, лишенные ног становятся пищей для стоящих на четырех ногах – всегда и везде одна джива (живое существо) становится пищей для другого». Другое значение слова джива – «тот, кто дает жизнь другим». Поэтому духовное знание Дживы Госвами, изложенное в его двадцати четырех книгах, дарует жизнь всем преданным».

«Другое имя Дживы – дживаках, «тот, кто заставляет дживы (живые существа) издавать экстатические звуки». Шри Джива Госвами делал это, раскрывая эзотерическое значение «Шримад-Бхагаватам» в своих комментариях на это произведение, а также в своих «Шат-сандарбхи». Тот, кто раскрывает природу дживы, ее взаимоотношений с Господом и процесса достижения высшей цели жизни, называется дживаках или джива».

Следующая цитата взята из нектарного произведения Шри Дживы Госвами «Гопала Чампу», в котором описаны удивительные игры Радхи-Дамодары во Вриндаване. «На холме Говардхан проявилась огромная форма Говардхана. Все враджаваси вместе с Кришной предложили ему свои поклоны. Когда Сам Шри Кришна стоял там со сложенными ладонями, Говардхан взревел: «Я съем все ваши подношения» и поглотил всю воду из всех кунд, окружавших озеро. Поедая все подношения, приготовленные враджаваси, загребая их своей правой рукой, он щелкнул пальцами левой руки. Пастухи стали разбегаться во все стороны, когда Говардхан распростер свои руки, словно говоря, что хочет еще больше: «Анийор! Анийор! Анийор!» – «Еще, еще, еще».

По просьбе Ачарьярани Джахнавы Деви Тхакурани, Шри Джива Госвами попросил Шриниваса Ачарью, Нароттаму даса Тхакура и Шьямананду Прабху отвезти работы Госвами из Вриндавана в Бенгалию. Они перевели их на бенгали и распространили по всей Бенгалии и Ориссе. Они также активно проповедовали и дали посвящение сотням преданных.

В 1542 году Шри Джива Госвами положил начало поклонению Шри Шри Радха-Дамодаре в Сева-кундже, во Вриндаване. Его самадхи находится во дворе храма.

В нитья-вриндавана-лиле Радхи-Дамодары Шри Джива Госвами предстает как Виласа-манджари.