Сегодня 29 июня — день ухода Вакрешвары Пандита

Прекрасный певец и танцор, Вакрешвара Пандит своим служением всегда приносил наслаждение Господу Чайтанье – в группах санкиртаны в Навадвипе (в которых он принял участие с момента их появления), театральных постановках в Шриваса Ангаме и на ежегодном фестивале Ратха-ятры в Джаганнатха Пури.

Однажды в доме Шриваса Тхакура Шри Чайтанья Махапрабху пел без остановки трое суток, а Вакрешвара Пандит все это время танцевал в необычайном экстазе. Услышав эту новость, отовсюду собрались люди, чтобы поучаствовать в киртане. С наступлением ночи стало приходить все больше и больше преданных.

Узнав об этом, Девананда Пандит начал терять спокойствие и тоже побежал туда, откуда доносился киртан. Вид могучей фигуры Вакрешвары Пандита и сладость его голоса повергла Девананду Пандита в изумление. Он застыл как вкопанный и простоял так несколько часов. А ночь все не кончалась, и толпа росла, становясь все более шумной, потому что каждый жаждал увидеть, как танцует Вакрешвара Пандит. В это время Девананда Пандит, с тростью в руке, сдерживал и успокаивал толпу.

Когда переполненный экстазом Вакрешвара Пандит рухнул после долгого самозабвенного танца на землю, Девананда Пандит бережно его поднял и положил себе на колени, вытирая своим шарфом пыль со святого тела Вакрешвары Пандита. Господь Чайтанья сказал: «Вакрешвара, к сожалению, у Меня есть только одно крыло и это ты, но если бы у Меня было второе крыло, Я смог бы парить в облаках».

Вриндавана дас Тхакур писал: «Чтобы пробудить спящие души века Кали и распространить нектар святого имени Кришны, пришел Шри Чайтанья Махапрабху. Когда Он пришел, мриданги и караталы зазвучали словно громовые раскаты. Погруженный в настроение экстатической любви и восклицая: «Хари Бол! Хари Бол!», Шри Гауранга попросил всех без исключения повторять святые имена Кришны. Воздев свои золотистые руки к небу, Господь Гаура Хари начал танцевать в экстазе. В это самое время Вакрешвара Пандит и другие преданные присоединились к танцу Господа» («Чайтанья-Бхагавата»).

Благословение Вакрешвары освободило Девананду Пандита от последствий оскорбления Шриваса Пандита. Лишь после этого Шри Чайтанья принял Девананду Пандита в число Своих преданных. Шри Чайтанья Махапрабху сказал об этом случае: «Кришна устроил Себе обитель в сердце Вакрешвары Пандита. И когда Кришна начинает танцевать в его сердце, Вакрешвара сам пускается в танец. Всякое место, которое Вакрешвара благословил своим пребыванием, превращается в место паломничества намного более священное, чем все остальные места паломничества».

Некоторые великие преданные, такие как Вакрешвара Пандит, Парамананда Пури, Сварупа Дамодара, Гададхара, Джагадананда Пандит, Шанкара, Рагхунатха Вайдья и Рагхунатха дас, общались со Шри Чайтаньей Махапрабху с самого начала явленных Им игр в Навадвипе. Они также верно продолжали служить Господу после того, как он переехал в Нилачалу (Джаганнатха Пури).

Вакрешвара Пандит установил в доме Каши Мишры Божества Шри Шри Радха-Кантхи. Кави Карнапура утверждает, что Вакрешвара Пандит был воплощением Аннирудхи (чатур-вьюха). Вакрешвара Пандит дал посвящение Гопалу Гуру Госвами и многим другим преданным в Ориссе. Дхьян Чандра, ученик Гопала Гуру Госвами, написал в своей книге, что Вакрешвара Пандит является воплощением Тунгавидья-сакхи, опытной певицы и танцовщицы, одной из ашта-сакхи Шримати Радхарани. Его самадхи расположено в районе 64 самадхи.