19 ноября — день ухода Гауры Кишоры Даса Бабаджи (пост до полудня)

Шрила Гаура-Кишора даса Бабаджи Махараджа родился в 30-х годах XIX-го века в округе Фаридапура, неподалеку от местечка под названием Тепакхола, в деревне Вагйана в Восточной Бенгалии, ныне Бангладеш. Практически всю свою жизнь он занимался продажей зерновых, а после кончины жены оставил свои дела и отправился в священный Вриндаван, город неподалеку от Дели, славящийся множеством священных озер и лесов, а также уникальными храмами Кришны. Там он встретил Шрилу Бхагавата-даса Бабаджи, одного из выдающихся учеников Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, и принял от него посвящение в жизнь отшельника, называемых в вайшнавской традиции Бабаджи.

С тех пор он носил одну лишь набедренную повязку и ночевал каждый раз под другим деревом, коих во множестве росло на просторах Вриндавана. Так продолжалось примерно тридцать лет. В течение этого времени он иногда путешествовал по святым местам Северной и Западной Индии, в том числе посещал Гаура-мандалу, или Навадвипу. Шрила Гаура-кишора даса Бабаджи славился среди жителей Вриндаваны, где его уважительно называли бхаджанананди, «тот, кто постоянно ощущает блаженство медитации на Верховного Господа». Несмотря на оказываемые ему почести, он никогда не стремился к материальному чувственному удовлетворению и весьма нелестно отзывался о тех, кто притворяясь святым, тайно предавался греху. Смысл его жизни состоял в беспримесной преданности Верховному Господу.

В 1897 году по указанию Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи он покинул Вриндавану и отправился в Шри Навадвипу. Этот город в Западной Бенгалии, где родился Шри Чайтанья Махапрабху, вайшнавы считают его неотличным от священного Вриндавана. Там Гаура Кишора даса Бабджи провел остаток своих дней, живя на подаяние, что приносили ему жители этого необычного города. Временами он предлагал эту пищу Верховной Личности Бога, просто держа ее в руках, а когда решал сварить что-нибудь, собирал щепки на дороге и варил то, что ему давали, в горшках, выкинутых по случаю затмения (традиционно такие горшки считаются нечистыми, но Гаура Кишора даса Бабаджи мыл их и затем готовил). Когда у него ветшала одежда, он шел к берегу Ганги, подбирал и стирал выброшенную одежду, которой покрывали тела усопших в местах кремации. Так он оставался независимым, просто пользуясь никому не нужными вещами.

Единственной его собственностью были бусы из деревца Туласи и Туласи-мала, четки, на которых он читал святые Имена Бога. Также у него было несколько книг, такие как «Прартхана» и «Према-Бхакти-чандрика» Нароттамы даса Тхакура. Гаура-кишора даса Бабаджи не был великим знатоком санскрита, но несмотря на это в совершенстве понимал логику и выводы всех священных писаний, что проявлялось в его речах и характере. Он ни от кого не принимал служения, ибо никогда не считал себя господином кого-либо. Всевозможные божественные силы и энергии воплотились в его теле. Иногда такое могущество проявлялось в форме всеведения, что указывало на его непосредственное общение со Сверхдушой. От его взора не могла ускользнуть никакая ложь, как бы глубоко в сердце не прятал ее человек. Он достиг высшей ступени любви и преданности Кришне, и был признан олицетворением настроения глубочайшей разлуки с Господом. Шрила Гаура Кишора всегда соблюдал строгий пост на Экадаши (одиннадцатые дни после новолуния и полнолуния), воздерживаясь даже от воды. В другие дни его хлебом насущным был высушенный дробленый рис, замоченный в воде вместе с чили. Его отречение было не показным, оно было признаком подлинной непривязанности к мирскому.

Рассказывают удивительную историю про Гаура Кишору даса Бабаджи. С 1907 по 1908 год его единственный ученик, Шрила Сарасвати Тхакура, жил Майапуре в Йога-Питхе (месте рождения Шри Чайтаньи Махапрабху).

К тому времени Гаура-кишора даса почти полностью потерял зрение. Порой он приходил из Кулийи, где жил, в Майапур, чтобы наставлять Сарасвати Тхакура. Однажды Бабаджи Махараджа один прибыл в Майапур рано утром.

Шрила Сарасвати Тхакура, увидев его, не мог поверить своим глазам – ведь Гаура Кишора должен был как-то пересечь Гангу и пройти несколько миль в кромешной тьме! Он спросил своего учителя: «Когда Вы пришли сюда?», на что Бабаджи Махараджа ответил: «Я здесь с двух часов утра». Удивившись, Шрила Сарасвати Тхакура стал расспрашивать дальше: «Что привело Вас сюда этой ночью, и как Вы поняли, куда идти?» Бабаджи Махаража ответил: «Кое-кто показал мне верный путь». Шрила Сарасвати Тхакура воскликнул: «Кто же вел Вас так далеко, а потом оставил среди ночи? Каким образом вы не заблудились? Должно быть, это сам Шри Кришна привел Вас сюда».

Услышав эти слова, Шрила Бабаджи Махараджа стал тихонько смеяться. Дело в том, что в те дни нельзя было пройти из Кулийи в Майапур из-за отсутствия дороги и нельзя было взять лодку, так как не было пристани. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати снова спросил: «Кто переправил Вас через реку?» Шрила Гаура-кишора ответил в той же шутливой манере: «Кто-то переправил меня через реку». Сарасвати Тхакур понял тогда, что это был ни кто иной, как Враджанандана, Шри Кришна.

В 1322 году по бенгальскому календарю, на рассвете тридцатого дня месяца Карттика (16 ноября 1915 года от Р.Х.), Шрила Гаура-кишора Даса Госвами покинул этот мир, или, как говорят вайшнавы, – «вошел в вечные игры Господа». В этот день с восходом солнца Шрила Сарасвати Тхакур отправился из Шри Майапура в Рани Дхармашалу в Кулийе, где окончил свой земной путь Бабаджи Махараджа. Главные жрецы местных храмов и ашрамов (монастырей) уже стали ругаться друг с другом, выясняя, где будет погребено блаженное тело Бабаджи Махараджа. Они все надеялись, что, установив Самадхи (усыпальницу) Бабаджи в своем ашраме или храме, они привлекут паломников (которые по традиции должны были оставить пожертвование).

Предчувствуя недоброе, туда прибыл и инспектор полиции Навадвипы. После долгих словопрений лицемерные псевдо-вайшнавы заявили, что Шрила Сарасвати Тхакура не санньяси и потому не имеет права проводить прощальные церемонии для человека, отрекшегося от семейной жизни. Услышав это заявление, Сарасвати Тхакур громогласным голосом прокричал: «Я — единственный ученик Парамахамсы Бабаджи Махараджа. Я не принял санньясу (отреченный образ жизни), но я Брахмачари, соблюдающий целибат, и по милости Бабаджи Махараджа — не лицемерный отшельник, тайно потворствующий отвратительным обезьяним привычкам. Если среди вас есть воистину чистая душа, не нарушавшая никогда своих обетов, то пусть он выйдет и построит самадхи. У меня нет возражений. Кто в течение года или шести месяцев, пусть даже трех месяцев, одного месяца или даже последних трех дней не позволял себе незаконной связи с женщиной, — такой человек может прикоснуться к этому телу, исполненному духовного блаженства. Если же кто-то другой прикоснется к нему, с тем случится беда».

Услышав эти слова, инспектор полиции усомнился: «Как мы проверим истинность их заявлений?», на что Шрила Сарасвати Тхакур ответил: «Я поверю им на слово». Каково же было удивление инспектора, когда все спорщики один за другим повернулись и ушли прочь. Затем кто-то вспомнил, что последним желанием Бабаджи Махараджа было, чтобы его тело бросили в пыль святой дхамы (обители Господа на земле) и протащили по улицам.

Сарасвати Тхакур ответил: «Хотя мы незрелые глупцы, искусные в оскорблениях, мы все же не потеряли последнюю крупицу разума, чтобы увидеть подлинный смысл этих слов смирения, которые были сказаны моим Гурудевой в назидание нам, мирским гордецам. Даже Кришначандра почитал бы за счастье пронести моего Гурудева на Своей голове или плечах. После ухода Харидаса Тхакура Шри Гаурасундара взял духовное тело Тхакура себе на руки и танцевал вместе с ним. Поэтому, следуя по стопам Шримана Махапрабху, мы так же будем нести исполненное духовного блаженства тело Бабаджи Махараджа на наших головах».

На следующий день, 17 Ноября 1915 года, который пришелся на Уттхана экадаши, согласно указаниям писаний Шрила Сарасвати Тхакур поместил тело своего Гуру в самадхи на отмели на берегу Ганги в Кулии. После этого один человек по имени Лохагара из округа Джессора хитростью завладел этой землей, но шестнадцать лет спустя эта отмель была размыта и затоплена Гангой. Тогда Шрила Сарасвати Тхакура и еще несколько человек откопали самадхи, которое оказалось целым и невредимым. Это самадхи затем было перенесено на берег священного озера Радха-кунды во Враджапаттане, где ее установили перед памятником Шри Гуне Манджари (одной из вечных спутниц Господа в духовном мире).