Так называемый теизм без ясного понимания таттвы неизбежно деградирует до лицемерия, фанатизма, сентиментализма, безнравственности

Ещё одна абсурдная идея майявади, которую очень ценят любители межконфессиональных контактов… Они любят говорить о духовных ценностях, не говоря ни о чём конкретно. Они говорят о сострадании, о любви, но при этом не определяют, что это такое. Всё это остается таким туманным, непонятным: «Да, у нас много общего с вами, вы тоже верите в сострадание, и мы тоже верим в сострадание». Но нет ясного определения, что это такое. Все говорят о сострадании, а потом они прерываются на обед и… Возможно, на этих межконфессиональных встречах им не раздают говядину и свинину, потому что мусульмане не едят свинину, а индусы – говядину; возможно, им подают баранину и курятину. <…>

Эта расплывчатая идея о добре… Как у Арджуны. У него была некая расплывчатая идея о доброте. Он не понимал, что такое доброта. Арджуна думал: «О, я такой хороший, я нравственный человек». Кришна сказал ему: «Ты глупец и негодяй». Потому что Арджуна не имел понимания, что значит быть добрым и хорошим.

А быть добрым – это значит следовать указаниям Кришны. Только благодаря этому можно совершить истинное добро. Если же мы следуем каким-то своим идеям добра, то мы только привносим беспорядок в этот мир. И свидетельством тому – планета Земля в этом году.

Итак, когда нравственные ценности определяются не шастрами, а моральным релятивизмом, то возникает некая туманная идея о добродетельности, о правильности. В этом случае нет абсолютного стандарта. Или же моральные ценности берутся из писаний, но подстраиваются, подправляются в соответствии с доминирующими нравственными ценностями широкого общества.

И атеисты говорят: «Нам не нужна религия, чтобы быть хорошим, можно быть хорошим и без религии. Если у религии нет какого-то конкретного понимания, что хорошо и что плохо, зачем нам нужна религия?» Действительно, если религия не даёт нам ясного понимания того, что мы должны делать и чего мы делать не должны, мы приходим к демоническому уровню, ведь демоны не знают, что делать нужно и что делать не нужно. Поэтому появляются атеисты или суператеисты, которые называют себя антитеистами и пишут такие книги как «Бог – это не хорошо». И они указывают, что религия принесла миру больше вреда, чем пользы. Это так, если мы определим добро в каких-то моральных релятивистских терминах и определим религию как какую-то племенную культуру: «Наш Бог поддерживает нас, Он лучше, чем ваш Бог, потому что Он помогает в войне против вас»…

Вот такое неправильное понимание создаёт хаос в обществе. Поэтому Кришна учил Арджуну, какова природа реальности. Пока мы в невежестве, мы можем какие-то банальности говорить: сочувственное слушание, чапати, смазанные с обеих сторон…

Но пока мы не поднимемся на уровень ясного понимания того, кто мы такие, что мы духовные живые существа, отличные от тела, вечные живые существа, которые попали в круговорот рождения и смерти из-за забвения Кришны… Пока мы не поднимемся на этот уровень, мы будем оставаться на эмоциональной сентиментальной платформе.

В лучшем случае мы можем попытаться принести добро другим, не понимая, что значит быть добрыми по отношению к другим. И скорее всего, мы просто деволюционируем до уровня грубой эксплуатации других.

Итак, застряв на уровне мирской моральности, мирских эмоций, на уровне невежества… Религиозный это человек, гуманист или моралист… Всё это на уровне невежества. И всё это в конечном итоге вдохновляет нас наслаждаться этим миром. И большинство религиозных людей думают, что обязанность Бога – помогать нам наслаждаться этим миром. А атеисты говорят, что не нужен никакой Бог, чтобы помогать нам наслаждаться миром. И, похоже, у них это очень хорошо получается. <…> Зачем нужен Бог? Бог, дай нам хлеб насущный. Ну, «Монсанто» нам это даёт, «Макдоналдс» это делает. Зачем нам нужен Бог? Так называемый теизм без ясного понимания таттвы или природы реальности неизбежно деградирует до лицемерия, фанатизма, сентиментализма, чувственных наслаждений, безнравственности. <…>

Не думайте, что мы против ценностей. Конечно, мы поддерживаем ценности. Как говорит Шримад-Бхагаватам, основа религии проявляется в этом мире через принципы аскетизма, правдивости, чистоты и сострадания. Но эти ценности определённые. Их можно конкретно определить. Это не нечто воображаемое. Шрила Прабхупада говорит о ценностях и даёт ясное, конкретное, чёткое знание, не какие-то расплывчатые понятия. Например, сострадание. Основа сострадания – это понимание, что все в этом мире страдают из-за недостатка знания о Кришне, поэтому нужно давать людям знание о Кришне, даже если они не хотят этого.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Чапати, промасленные с обеих сторон»



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *