Что является корнем всех ересей и доктрин?

Что является корнем всех ересей и доктрин? По каким причинам люди становятся последователями или лидерами сомнительных религиозных групп? Гордость. В комментарии к восьмому стиху тринадцатой главы “Бхагавад-гиты” Шрила Прабхупада говорит: “Люди страстно желают прославиться своими религиозными убеждениями. Иногда, не понимая основных положений религии, человек присоединяется к какой-нибудь группе, которая по существу не придерживается религиозных принципов, и затем провозглашает себя наставником в делах религии”.

Как Бхактивинод Тхакур поет в одной из песен: «Я всю жизнь избегал общения со святыми, всю жизнь я непонятно что делал, а теперь, что самое удивительное, сам облачился в одежды святого, и учу других, — так майя смеется надо мной, майя сыграла надо мной злую шутку». Это очень похоже на нас на всех. Мы пытаемся учить. Но если мы пытаемся учить, и при этом в сердце остается пратиштха, как в «Хари-бхакти-вилласе» говорится, что из всех анартх которые находятся в нашем сердце, из всех пороков и изъянов которые есть, пратиштха самый трудный. Мы можем вырвать все остальные изъяны, мы можем избавиться даже от вожделения, но вожделение в тонкой форме, в форме гордыни, в форме желания выделиться, в форме желания прослыть великим святым, остается дольше всего. И поэтому мы можем видеть как различные религиозные движения или секты или отклонения возникают и в основе этого лежит именно гордыня и желание самому установить этот самый закон.

Желание славы, подобное испражнениям, – корень всех анартх. Эти “испражнения” следует обходить стороной. Потому что если просто приблизишься к испражнениям, уже осквернишься, от одного запаха. И этот запах пратиштхи, запах желания славы может осквернить человека, поэтому это то, чего нужно сторониться больше всего. Поэтому мы видим, что любая настоящая религия, в конце концов, проповедует смирение. Любая настоящая религиозная практика должна приводить к смирению человека. Человек должен развивать в себе это качество. И, наоборот, любая неправильная практика приводит к противоположному результату. Если человек неправильно занимается практикой даже правильной религии, человек может повторять мантру даже правильной религии, но если он делает это неправильно, результатом этого будет, что гордыня будет возрастать в его сердце.

В чем заключается основа нашей духовной практики? Повторение Харе Кришна. Наша практика заключается в том, что мы повторяем святые имена Бога. Но эта же самая практика если делать ее неправильно является корнем всех отклонений.

Об этом говорит Джива Госвами в «Бхакти-сандабхах», он описывает, каким образом эти отклонения возникают. И он говорит, что все отклонения возникают из нама-апарадх. Он указывает на три основных оскорбления святого имени, которые порождают всевозможные отклонения. Первая это садху-нинда. Второе – гурор-авагья. Третье – шрути-смрити нинда. И они, в сущности, соответствуют той же самой триаде: гуру, садху, шастры. Именно гуру, садху и шастры являются системой подстраховки и если у нас в порядке отношения с нашим гуру, отношения с садху, со святыми, и отношения с шастрами, то тогда мы можем не сомневаться, что мы идем правильным путем.

Если что-то одно начинает давать сбой можно не сомневаться в том, что, в конце концов, мы отклонимся. Джива Госвами говорит, что если человек настаивает, если он упорствует в этой своей апарадхе, если он случайно отклонился это ничего, но если он упорствует в одном из этих оскорблений, то тогда это приведет, в конце концов, к апа-сампрадайе, к какому то отклонившемуся течению.

Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами, Семинар «История вайшнавских сампрадай», Самара, 2000 г.