Что такое любовь к Богу?

Что испытывает человек, в чьем сердце проявляется бхакти? Он испытывает счастье. А в чем природа счастья? В чем человек находит наивысший вкус? Во взаимоотношениях. Именно отношения с другой личностью наполняют жизнь вкусом. Джива Госвами объясняет, что вкус или наслаждение мы испытываем, не когда наше желание исполняется, а когда у нас есть желание. Это очень тонкий момент. Почему любовь или отношения приносят такое наслаждение? Потому что любовь порождает в сердце человека очень сильное желание, которое делает жизнь человека насыщенной, интересной. И наоборот, когда желание уходит, жизнь становится пресной. Жизнь без желаний — это имперсонализм. И понятно, что многие люди боятся потерять желания.

Джива Госвами делит материальные желания человека на три категории: желания кармы, гьяны и йоги. По мере того как преданный слушает повествования о Кришне и повторяет святые имена Бога, в его сердце проявляются три других желания: желание доставить удовольствие Кришне своим служением (анукулйа-абхилас), желание достичь Кришны (бхагавад-прапти-абхилас), желание постоянно ощущать в сердце близость к Кришне (саудхара-абхилас).

Эти три чистых желания, преломляясь в призме материального мира, приобретают желания кармы, гьяны и йоги. Желание доставить удовольствие Кришне, является эквивалентом желания кармы, поскольку карма — это желание доставить удовольствие самому себе. Другое желание, обрести Бога, эквивалент желания гьяны, желания самому стать Богом. Желание постоянно ощущать в сердце близость к Кришне соответствует желанию наслаждаться плодами близости Господа. Поэтому суть духовной практики заключается в том, чтобы очистить свои желания.

Вспомним один из принципов нашей духовной практики юкта-вайрагью, который гласит, что в преданном служении можно задействовать все. Можем ли мы применить этот принцип в отношении наших желаний и если “да”, то как?

Поскольку реальность состоит в том, что мы не можем сразу избавиться от нечистых желаний в сердце, мы должны поставить желания кармы, гьяны и йоги на служение бхакти. Однако очень важно с самого начала правильно расставить приоритеты, т.е. не пытаться подменить высшую цель, которую мы определили в начале своего пути.

Бхактивинода Тхакур говорит, что поставить карму (склонность действовать) на служение бхакти значит действовать ради удовлетворения Кришны, а удовлетворить Кришну, как нам известно, это цель бхакти. Соответственно, целью гьяны должно быть желание познать Бога. Если в первом случае мы пытаемся большей частью задействовать в служении Кришне свое тело, то сейчас речь идет об уме. Иногда от преданных можно услышать такие слова: “Не нужно спекулировать, прабху”, однако английский глагол to speculate значит размышлять, строить предположения. Мы должны размышлять над тем, как нам лучше использовать себя в служении Богу.

Такие размышления делают ум сильным, концентрированным. И, наконец, желания, имеющие отношение к чувствам, можно вовлечь в преданное служение, найдя благоприятное общество. Это общество преданных и варнашрама. Бхактивинода Тхакур говорит, что слово варнашрама в первую очередь значит семья, семейные ценности, семейные отношения. Общество преданных — тоже семья. Когда преданные собираются вместе с целью культивировать бхакти в обществе, которое радует их, все три категории желаний подчиняются достижению высшей цели человеческой жизни, бхакти.

Бхакти Вигьяна Госвами