Что нужно: прекратить сомневаться или продолжать сомневаться?

Шйамасундара даса: Когда Декарт размышлял о первой философии, он пришел к заключению: когито эрго сум. (лат.) “Я думаю, следовательно, я существую”. Он считал, что все подлежит сомнению, за исключением самого акта сомнения. Поскольку сомнения — часть мышления, то акт мышления есть неоспоримый опыт. Поэтому он приходит к выводу: “ Раз я сомневаюсь, значит я думаю, а раз я думаю, значит я существую”.

Шрила Прабхупада: Это хороший аргумент. Если я не существую, то как я могу думать? Но он осуждает сомнения или приемлет сомнения? Какова его позиция?

Шймасундара даса: Он принимает сомнения как единственный реальный факт. Поскольку я могу сомневаться, что моя рука существует, не исключено, что это галлюцинация или сон. Я могу сомневаться в существовании всего, что воспринимаю, потому что все это может быть сном; но в том, что я сомневаться, сомневаться нельзя.

Шрила Прабхупада: Итак, каков же его вывод? Что нужно: прекратить сомневаться или продолжать сомневаться? Если я сомневаюсь во всем, я могу прийти к истине, а затем сомневаться в истине.

Шйамасундара даса: Он утверждает, что в истине нельзя сомневаться, но чтобы открыть истину, мы должны сомневаться во всем. Когда мы придем к истине, истина будет вне сомнений.

Шрила Прабхупада: Но как вы придете к истине, если ваше занятие — просто сомневаться? Как вы сможете когда-нибудь прекратить сомневаться?

Шйамасундара даса: Ну, я не могу сомневаться в том, что я есть, я существую. Это несомненная истина. Отсюда он переходит к тому, что поскольку я существую, существует Бог.

Шрила Прабхупада: Тогда он считает, что посредством сомнений мы приходим к точке, где сомнений более нет. Это хорошо. Вначале — сомнения, потом — истина как итог. Но в любом случае, эти сомнения должны быть разрешены. Я сомневаюсь, потому что я несовершенен сам, и потому что знание мое несовершенно. А другой вопрос, как мы можем достичь совершенства. Пока мы несовершенны, будут сомнения.

Шйамасундара даса: Он говорит, что даже хотя я несовершенен, во мне есть совершенное знание или сознающее знание о совершенных идеях. Знание о совершенном — мое врожденное знание, я могу постичь его через медитацию.

Шрила Прабхупада: Это тоже приемлемо.