Что лучше — индивидуальное или совместное чтение

Это подобно сочетанию совместного воспевания святых имен во время киртана и индивидуального повторения джапы на четках. Оба процесса важны, так как дополняют друг друга:

самкиртанад дхьянасукхам вивирдхате дхьяначча самкиртамадхури сукхам
аньонья самвэрдхакататубхуйатэ, смабхи стайостан двайамекамева тат

«Но мы считаем, что санкиртан делает медитацию плодотворней и прекрасней, а медитация увеличивает радость и красоту киртана – они взаимно дополняют друг друга подобно огню и маслу, и оба эти процесса имеют равные заслуги». (Шри Брихад Бхагаватамрита 2.3.153)

Будучи юга дхармой, совместное воспевание является самым могущественным методом очищения сознания и прославления Кришны. Тогда как индивидуальное повторение святых имен на четках, это йога – наша индивидуальная практика концентрации ума и погружения в молитву. Без качественной джапы мы скорее всего не почувствуем склонности участвовать в киртанах. А без участия в молитвенных киртанах, мы не сможем углубить вкуса к своей индивидуальной джапе.

Тоже самое касается процесса изучения и слушания писаний.

Шрила Шиварама Свами объяснял однажды, что есть определенная прогрессия с точки зрения глубины самскар, которые оставляет слушание в нашем сознании.

Например, чтение вслух оставляет более сильное впечатление, чем индивидуальное чтение про себя. Чтение вслух, помимо всего, также развивает нашу речь и пополняет наш словарный запас — что важно для проповедников.

Однако внимательное слушание аудиозаписей Шрилы Прабхупады и духовных учителей, воздействуют на наше сознание еще сильнее индивидуального чтения. Мы слышим интонацию, улавливаем настроение и проникаемся атмосферой.

Затем, присутствие и осознанное слушание во время живой лекции оставляет еще более сильное впечатление, чем слушание аудиозаписей, так как мы не просто слышим и чувствуем атмосферу, но еще и видим лектора нашими глазами, что позволяет уму еще больше погрузится в услышанное.

Однако живое участие в обсуждении Кришна катхи в обществе близких по духу вайшнавов, оставляет наибольшее количество духовных впечатлений, оттачивает наше понимание сидханты, и благотворней всего для культивирования бхакти.

Из-за страсти и непостоянства нашего ума мы редко справляемся со своей индивидуальной джапой. Также мы часто норовим находить «важные дела» в то время, которое отводим для чтения. Настоящая, качественная джапа и свадхйайа (самообразование) доступны для тех садхак, которые чисты, умиротворены и исполнены гуны благости. Без регулярной, живой садху-санги нам не обрести подобных качеств.

Таким образом слушание и чтение в обществе вайшнавов может помочь привить вкус к индивидуальному изучению шастр, к повторению своих предписанных кругов джапы и способствует развитию максимальной концентрации во время этих процессов.

Помимо всего, совершая шраванам и киртанам в обществе преданных у нас меньше всего шансов оставаться, год за годом, хронической жертвой шайтхилйи (небрежности и отупленной безучастности к процессам бхакти) и викшепы (отвлечения, рассеянности и, присущей уму, склонности возвращаться в мир материальных забот и наслаждений во время садханы).

Поэтому шастры неоднократно подчеркивают важность совершения процессов бхакти именно в обществе преданных:

шраддха вишешатах прити шри-муртир ангхри-севане
шримад-бхагаватартханамасвадо расикайх саха
саджатийашайе снигдхе садху сангах свато варе
нама-санкиртанам шриман-матхура-мандале стхитих

«Преданный должен поклоняться лотосным стопам Божества (Шри виграхи) с любовью и полной верой. Он должен слушать, читать и переживать божественный нектар шлок «Шримад-Бхагаватам» в обществе вайшнавов, живущих бхакти-расой. Он должен находиться в обществе вайшнавов, которые более духовно продвинуты, чем он; которые близки ему по духу, то есть обладают тем чувством к Бхагавану, которое он стремится обрести; и которые милосердны к нему. Преданный должен воспевать Харинам в обществе преданных и жить на святой Земле (Шри Матхура Дхама, Шри Враджа-Дхама, Шри Навадвипа-Дхама и др). (Бхакти-расамрита-синдху 2.86.61)

садху-санга, нама-киртан, бхагават-шраван
матхура-вас, шри-муртира шраддхайа сэван
сакол садхан-шрештха эи панча анга
кришна-према джанмой эи панчер алпо-санга

«Преданный всегда должен оставаться в обществе возвышенных вайшнавов, воспевать Харинам в их обществе, слушать от них «Шримад-Бхагаватам», жить на святой земле (в дхаме) и поклоняться Шри виграхе (Шримурти) с верой и преданностью. Эти пять составляющих бхакти являются высшими, и поэтому, даже если следовать им хотя бы немного, в человеке может пробудиться Кришна-према. (Чайтанйа-чаритамрита, Мадхйа-лила 2.128-129)

Большое спасибо за замечательный вопрос.

 Всегда Ваш слуга Радха Говинда Даса