Чистый преданный думает: «Я слуга каждого»

Человек может быть очень учёным и быть великим глупцом, как Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (Б.-г., 7.15): майайапахрта-джнана — человек очень учёный, образованный, но истинное его знание покрыто майей. И Шрила Прабхупада предупреждает — не будьте глупыми вследствие этого ложного эгоизма, думая: «Я свободен, могу делать всё, что хочу». С одной стороны, преданный может делать всё, что хочет, он не обязан другим ничем:

деварши-бхутапта-нрнам питрнам
на кинкаро найам рни ча раджан
сарватмана йах шаранам шаранйам
гато мукундам парихртйа картам (Бхаг., 11.5.41)

Шрила Прабхупада цитирует этот стих дважды или трижды в своём комментарии к «Бхагавад-гите как она есть». Иными словами, он придаёт ему много значения.

В этом мире мы все обязаны другим. Мы в долгу перед полубогами, перед великими мудрецами прошлого и настоящего, перед множеством живых существ. Конечно, сейчас у нас есть такие безлошадные повозки под названием «машина». Но раньше люди путешествовали благодаря лошадям или на бычьих повозках. Мы в долгу перед разными живыми существами, даже перед собаками и кошками. У них тоже есть роль в человеческом обществе, помимо того, что они домашние животные. Собаки сторожат, кошки помогают избавиться от мышей и крыс, которые иначе съедят всё ваше зерно. Мы в долгу перед ними. Перед родственниками также, перед людьми в общем. У нас столько долгов!

То есть мы обязаны другим, но Кришна говорит… Об этом говорится в «Бхагаватам», что тот, кто находит прибежище у Мукунды, — у кого по-настоящему стоит принимать прибежище — избавляется от всех долгов. Иначе мы никогда не сможем выбраться из этого мира, потому что у нас всегда есть долг перед кем-то, перед другими. Даже если мы думаем: «Я отправлюсь в лес. И у меня не будет никаких отношений ни с кем, если я отправлюсь с лес», всё равно мы дышим воздухом. Это Ваюдева. Он даёт нам воздух. У нас всё равно есть долг перед девами. Как мы можем быть свободными? Как же нам тогда освободиться? Ответ — по милости Кришны. Он может нас освободить. Он может сказать Ваю: «Хорошо, пусть этот уйдёт. Он больше тебе не обязан». Сами полубоги оценят и поймут это.

Итак, человек освобождается от обязанностей перед другими, предавшись Кришне, если он действительно полностью предан. Но в то же время чистый преданный думает: «Я слуга каждого». Тогда как непреданные думают: ишваро ‘хам ахам бхоги (Б.-г., 16.14), — я хозяин каждого, господин. А преданный думает, что он слуга всех.

Есть один случай в университете Упсала, Швеции. Я встречался с несколькими преданными, которые присутствовали, когда Шрила Прабхупада был там. И они все вспоминают очень отчётливо этот случай. Шрила Прабхупада в Швеции, самой социалистической стране на Земле, где считается священным думать, что все равны во всех отношениях… Конечно, это не ведическая философия. И это вообще даже не здравый смысл. Хотя у них был и до сих пор есть премьер-министр, и он ходит по улице как обычный человек, чтобы показать… Но его затем застрелили. Было бы более разумно иметь охрану.

Шрила Прабхупада решил говорить в самом древнем и престижном университете в Швеции на тему системы варнашрамы. И он говорил о том, как общество должно быть разделено на людей первого класса (мужчин, не мужчин и женщин), мужчин второго класса, третьего класса и четвёртого. И он представил это довольно систематично, как он всегда это делал. Конечно, это было не очень приятно для умов тех людей, которые приняли эту социалистическую идею. По крайней мере, люди вежливо его слушали, потому что шведы очень вежливые люди. Так или иначе, я не собираюсь говорить о характере шведов сегодня слишком много. И в конце кто-то спросил Шрилу Прабхупаду: «Вы думаете, значит, что Вы — человек первого класса?» И Шрила Прабхупада сказал: «Нет. Я самый низший, потому что я слуга всех». Он это ответил спонтанно. Он даже не думал, чтобы сказать что-то умное, сострить как-то. Но он [сказал это] спонтанно. Иными словами, как гуру всей вселенной (хотя, к сожалению, большинство людей вселенной этого не осознают) Шрила Прабхупада мог занять положение старшего и говорить другим: «Не будьте глупыми». Но внутри он всегда чувствовал, что он — слуга каждого. Вот это настроение вайшнава.

Но если мы думаем: «Ну что, сейчас я вайшнав. Теперь я свободен, [могу] делать всё, что хочу. И я не обязан никому. Кришна меня защитит. Я могу делать всё, что хочу». И это материальная болезнь — думать: «Я могу делать всё, что хочу, и ничто меня не коснётся».

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Не будьте глупыми, часть 2»