Чем вызвано стремление к отречению?

В материальном мире бытует концепция двойственности, которая означает, что человек либо посягает на результаты своей деятельности, а значит на всё, что его окружает, либо человек занимает позицию отречения, ложного отречения, т.е. это отречение возникает просто как следствие страданий, возникающих из-за привязанности. Это понятно, да? Почему люди стремятся к отречению? Потому, что им больно, у них страдания и поэтому они приходят к философам, к йогам, для того, чтобы посредством той или иной практики достичь состояния свободы от страданий.

Человек может не соглашаться с этим, поскольку с внешней точки зрения в современном мире мало кто так прям страдает, вот как это было в какие может быть старые времена как считается. Сейчас жизнь человека урбанизирована, всё очень комфортно, какие страдания? Но в действительности современный человек страдает очень сильно, может быть даже больше, чем страдал тогда, когда его жизнь была простая. Потому что страдания, которые испытывает современный человек – это страдания одиночества, страдания, связанные с отсутствием смысла жизни.

То есть если определять страдание, что такое страдание? Страдание – это отсутствие блаженства, отсутствие счастья. Потому что человек, который испытывает счастье, он может испытывать физические страдания при этом и не быть при этом страдальцем. То есть, если человек счастлив, он готов совершать аскезу, идти на какие-то добровольные лишения, на какие-то страдания, потому что это состояние внешних неудобств не лишает его внутренней полноты, о которой говорит Шрила Прабхупада в комментарии [к стиху 5.3. Бхагавад Гиты]. То есть это состояние счастья, весьма косвенным образом, связано с внешними обстоятельствами.

Поэтому, создав внешние условия, создав комфорт, создав урбанизированную атмосферу, в которой люди становятся эгоистичнее, т.е. они думают только о своих удобствах, о своих удовольствиях, фактически, не замечают друг друга, я уж не говорю о Верховной Личности, они даже друг друга не замечают. Потому что когда люди друг друга замечают – это гуна страсти, когда люди Кришну замечают – это благость, а когда люди даже друг друга не замечают, это невежество. Т.е. они замечают только предметы, материю, — это гуна невежества.

Поэтому, когда человек находится в гуне невежества, — это состояние перманентного страдания, т.е. он страдает всегда, беспросветно. Почему? Потому что он пустой и одинокий, т.е. у него нет ни отношений, ни смысла. Если у человека есть отношения, но нет смысла, это гуна страсти. Отношения есть, но поскольку смысла нет, человек привязан, т.е. отношения приводят к привязанности.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами