Бог действует через человека, который создает красоту

Бхакти Вигьяна ГосвамиСкажите, пожалуйста, как быть с таким явлением как искусство? С одной стороны оно часто создается не вполне святыми людьми, а с другой стороны через стихи, песни можно соприкоснуться с красотой, вечностью. Как правильно соприкасаться с этим, не впадая в материальное наслаждение? Любое настоящее искусство – это Бог, это проявление Бога – это несомненный факт. Бог действует через какого-то человека, который создает красоту. И любой человек, который создает ее, на вопрос – кто это сделал, ответит – это не я сделал. Если вы возьмете хорошего поэта (если у вас есть какая-то чуткость), то поймете, что любой хороший поэт – он профессионал в том числе. 

Бхакти Вигьяна ГосвамиСкажите, пожалуйста, как быть с таким явлением как искусство? С одной стороны оно часто создается не вполне святыми людьми, а с другой стороны через стихи, песни можно соприкоснуться с красотой, вечностью. Как правильно соприкасаться с этим, не впадая в материальное наслаждение?

Любое настоящее искусство – это Бог, это проявление Бога – это несомненный факт. Бог действует через какого-то человека, который создает красоту. И любой человек, который создает ее, на вопрос – кто это сделал, ответит – это не я сделал.

Если вы возьмете хорошего поэта (если у вас есть какая-то чуткость), то поймете, что любой хороший поэт – он профессионал в том числе. Профессионал — значит, что он может вам сварганить неплохие стихи на заданную тему. Но читая его стихи, вы всегда отличите – это вот он написал с помощью своего профессионализма, а это к нему «пришло». Оно пришло через него потому, что у него есть определенное качество. Как Кришна говорит – Нимитра бхава савья сачим, ты меткий стрелок из лука, поэтому я буду пользоваться тобой как инструментом. Для достижения определенной миссии Кришна пользуется другими как инструментом и в том числе.

И всегда можно понять — читаешь Ахматову, и видно – хорошо придумано, отлично придумано – ничего нет, а это вот – «пришло», это не придумано, это настоящее что-то, что через нее «пришло». Точно также тут, когда мы говорим – мы говорим от себя, и даже хорошо говорим – материальная харизма, красноречие, еще что-то такое — никакой ценности нет. А иногда Кришна через нас ничтожных тоже говорит, через нас недостойных, через любого может это делать.

Поэтому надо понимать, что Бог может проявлять Себя везде и надо научиться отличать — когда это Он, а когда это просто некая материальная вещь. Какие-то вещи приходят и приходят непонятно откуда. Ну, можно что-то придумать, это будет придуманной вещью, даже профессионально, хорошо придуманной.

Так что искусство – это хорошая вещь, и да, к сожалению, оно далеко не всегда святыми людьми на свет производится. Настоящее искусство – это искусство. И, в конечном счете, в настоящем искусстве всегда есть духовная основа.

Есть картина, которая всякий раз, когда я ее вижу – поражает меня, правда я давно уже ее не видел. Это «Возвращение блудного сына», Рембрандта. Если кто-то скажет, что там нет Бога, то это большая ошибка будет. Там есть, очень много всего, и Бог там проявился через эти краски какие-то.

Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами