«Бхагаватам» подобен Кришне

Мы изучаем «Бхагаватам». И мы хотим глубоко погрузиться в это изучение. Шрила Прабхупада этого хотел. Он написал эти книги, как он сам часто говорил, не только для распространения. Он хотел, чтобы их изучали, в особенности его ученики.

Поэтому у меня есть к вам вопрос. Если рассматривать «Бхагаватам», каждое слово… Как говорил Чайтанья Махапрабху:

кршна-тулйа бхагавата — вибху, сарвашрайа,
прати-шлоке прати-акшаре нана артха кайа (Ч.-ч., Мадхйа-лила, 24.318)

Этот «Бхагаватам» подобен Кришне, он так же всемогущ и является прибежищем всего сущего. В каждой шлоке, в каждом стихе, в каждом слове, в каждой букве заключено множество значений. Таким образом, «Бхагаватам» сам по себе так глубок, а когда мы погружаемся в комментарии, они раскрывают его глубину ещё больше. Итак, мой вопрос: насколько великим в своей учёности должен быть человек, чтобы понять «Бхагаватам» в полной мере? Каков ответ на этот вопрос? Какая степень учёности требуется для того, чтобы понять «Бхагаватам» в полной мере? Есть предположения?

Йаха, бхагавата пада ваишнавера стхане (Ч.-ч., Антья-лила, 5.131) —

Прабхупада цитирует это в этом комментарии. Человек должен стать учёным, получая знание от личности бха̄гаватам. Существует два типа бха̄гаватам. Как там говорится в «Чайтанья-чаритамрите»? Два типа бха̄гаватам. Какой это стих?

эка бхагавата бада — бхагавата-шастра,
ара бхагавата — бхакта бхакти-раса-патра (Ч.-ч., Ади-лила, 1.99)

Два типа бха̄гаватам. Итак, вопрос: насколько великим в своей учёности должен быть человек, чтобы понять «Бхагаватам» в полной мере? Каков ответ? Ответ состоит в том, что вопрос неправильный. Во-первых, «Бхагаватам» невозможно понять в полной мере. А во-вторых, дело совсем не в учёности. Ответ на этот вопрос — последний стих «Шветашватара-упанишад»:

йасйа деве пара бхактирйатха деве татха гурау
тасйаитекатхита хйартхах пракашантемахатманах (Шветашватара-упанишад, 6.23)

Вся суть ведического знания открывается тому, кто обладает полной верой в Кришну, Верховную Личность Бога, и в гуру, который даёт знание о Кришне.

Мы можем сказать: «Майявади обсуждают “Бхагаватам”. Они, наверное, говорят о Кришне». Так и есть. Они обсуждают игры Кришны. Они тоже говорят о Кришне.

Много лет назад со мной произошёл один случай. По-моему, это был 1989 год или что-то такое… Кажется, это произошло на Ардха Кумбха-меле в Праяге. Я бродил по окрестностям вечером. Это как раз то время, когда они проводят свои беседы, правачаны, в пандалах. И там был один Шанкарачарья, который произносил речь в огромном пандале. Я остановился послушать.

Он говорил о том, как Драупади, наконец, воздела обе руки вверх и обратилась за помощью. Поэтому только благодаря полному преданию Кришне… Я подумал: «Замечательно, очень хорошо». Он говорил о бхакти, поэтому я подумал, что это очень хорошо. И он продолжил: «Подобным образом и мы должны полностью предаться». Я подумал: «Замечательно». Он не звучал как майявади, но потом он завершил свою речь словами: «Но мы должны понимать, что мы все являемся ишварами». <…> Это то, как люди всё переиначивают своим ложным пониманием.

Поэтому мы должны слушать «Бхагаватам» из уст вайшнавов. В связи с этим существует известный стих, произнесённый Санатаной Госвами:

аваишн̣ава-мукходгирнам
путам хари-катхамртам
шраванам наива картавйам
сарпоччхиштам йатха пайах (Падма-пурана)

То, что изошло из уст невайшнава… А кто является невайшнавом? Кажется, что здесь, во Вриндаване, каждый должен быть вайшнавом, они все говорят о Кришне. Здесь так много разговоров о Кришне или о Раме. Поэтому мы должны понимать, мы должны судить по результату: насколько люди свободны от материальных желаний, насколько они жертвуют всем ради Кришны. Это показатель.

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Изучать Бхагаватам Прабхупады»