«Бхагаватам» подобен Кришне

Мы изучаем «Бхагаватам». И мы хотим глубоко погрузиться в это изучение. Шрила Прабхупада этого хотел. Он написал эти книги, как он сам часто говорил, не только для распространения. Он хотел, чтобы их изучали, в особенности его ученики.

Поэтому у меня есть к вам вопрос. Если рассматривать «Бхагаватам», каждое слово… Как говорил Чайтанья Махапрабху:

кршна-тулйа бхагавата — вибху, сарвашрайа,
прати-шлоке прати-акшаре нана артха кайа (Ч.-ч., Мадхйа-лила, 24.318)

Этот «Бхагаватам» подобен Кришне, он так же всемогущ и является прибежищем всего сущего. В каждой шлоке, в каждом стихе, в каждом слове, в каждой букве заключено множество значений. Таким образом, «Бхагаватам» сам по себе так глубок, а когда мы погружаемся в комментарии, они раскрывают его глубину ещё больше. Итак, мой вопрос: насколько великим в своей учёности должен быть человек, чтобы понять «Бхагаватам» в полной мере? Каков ответ на этот вопрос? Какая степень учёности требуется для того, чтобы понять «Бхагаватам» в полной мере? Есть предположения?

Йаха, бхагавата пада ваишнавера стхане (Ч.-ч., Антья-лила, 5.131) —

Прабхупада цитирует это в этом комментарии. Человек должен стать учёным, получая знание от личности бха̄гаватам. Существует два типа бха̄гаватам. Как там говорится в «Чайтанья-чаритамрите»? Два типа бха̄гаватам. Какой это стих?

эка бхагавата бада — бхагавата-шастра,
ара бхагавата — бхакта бхакти-раса-патра (Ч.-ч., Ади-лила, 1.99)

Два типа бха̄гаватам. Итак, вопрос: насколько великим в своей учёности должен быть человек, чтобы понять «Бхагаватам» в полной мере? Каков ответ? Ответ состоит в том, что вопрос неправильный. Во-первых, «Бхагаватам» невозможно понять в полной мере. А во-вторых, дело совсем не в учёности. Ответ на этот вопрос — последний стих «Шветашватара-упанишад»:

йасйа деве пара бхактирйатха деве татха гурау
тасйаитекатхита хйартхах пракашантемахатманах (Шветашватара-упанишад, 6.23)

Вся суть ведического знания открывается тому, кто обладает полной верой в Кришну, Верховную Личность Бога, и в гуру, который даёт знание о Кришне.

Мы можем сказать: «Майявади обсуждают “Бхагаватам”. Они, наверное, говорят о Кришне». Так и есть. Они обсуждают игры Кришны. Они тоже говорят о Кришне.

Много лет назад со мной произошёл один случай. По-моему, это был 1989 год или что-то такое… Кажется, это произошло на Ардха Кумбха-меле в Праяге. Я бродил по окрестностям вечером. Это как раз то время, когда они проводят свои беседы, правачаны, в пандалах. И там был один Шанкарачарья, который произносил речь в огромном пандале. Я остановился послушать.

Он говорил о том, как Драупади, наконец, воздела обе руки вверх и обратилась за помощью. Поэтому только благодаря полному преданию Кришне… Я подумал: «Замечательно, очень хорошо». Он говорил о бхакти, поэтому я подумал, что это очень хорошо. И он продолжил: «Подобным образом и мы должны полностью предаться». Я подумал: «Замечательно». Он не звучал как майявади, но потом он завершил свою речь словами: «Но мы должны понимать, что мы все являемся ишварами». <…> Это то, как люди всё переиначивают своим ложным пониманием.

Поэтому мы должны слушать «Бхагаватам» из уст вайшнавов. В связи с этим существует известный стих, произнесённый Санатаной Госвами:

аваишн̣ава-мукходгирнам
путам хари-катхамртам
шраванам наива картавйам
сарпоччхиштам йатха пайах (Падма-пурана)

То, что изошло из уст невайшнава… А кто является невайшнавом? Кажется, что здесь, во Вриндаване, каждый должен быть вайшнавом, они все говорят о Кришне. Здесь так много разговоров о Кришне или о Раме. Поэтому мы должны понимать, мы должны судить по результату: насколько люди свободны от материальных желаний, насколько они жертвуют всем ради Кришны. Это показатель.

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Изучать Бхагаватам Прабхупады»



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *