А как быть с теми, кто становится преданными, не обладая знанием?

Профессор Шеник спросил: «А как быть с теми, кто становится преданными, не обладая знанием?»

«Преданный не может не знать, — ответил Прабхупада. — «Преданный» означает, что он знает все. Иасмин вигьяте сар-вам идам вигьятам бхавати. Таково мнение Вед: тот, кто познал Абсолют, знает все».

Йогешвара спросил: «Шрила Прабхупада, этот стих не говорит о том, что неофит…»

Прабхупада прервал его: «Неофит — это неофит. Тогда зачем вы пытаетесь сделать из него преданного? Преданный — это другое. «Один плюс один равняется двум», он не математик, он только учится этой науке. Есть надежда, что однажды он станет серьезным математиком. Существует три уровня: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари, уттама-адхикари. Когда вы говорите о преданном, то подразумеваете уттама-адхикари, а он знает все.

И наоборот, так называемый гьяни не обладает знанием. Потому что он не знает Кришну, он не знает, кто есть Личность Бога. Он — имперсоналист. Поэтому он лишен знания об Абсолютной Истине и не может называться гьяни; его гьяны, знания, недостаточно. Поэтому в «Бхагавад-гите» говорится: бахунам джанманам анте гъянаван мам прападйате васудевах сарвам ити са махатма судурлабхах. Если гьяни — имперсоналист, он не гьяни, ибо не знает Абсолютную Истину; поэтому он не может считаться гьяни, хотя и заявляет об этом.

Такому гьяни придется принять множество рождений, прежде чем он достигнет положения истинного гьяни. Когда он понимает Кришну и предается Ему, тогда его можно считать гьяни. Са махатма су-дурлабахах. Таких гьяни можно встретить очень и очень редко. «Имперсоналист» означает агьяни, потому что он не знает Кришну как личность».

Шаури дас Хари. «Трансцендентный дневник 3»